Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Красиковой О.Е, Бутырина А.В, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-60/2023 по административному исковому заявлению администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании недействующим пункта 7 части 2 статьи 3 (3) Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с апелляционной жалобой администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Бутырина А.В, пояснения представителя администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Зуева А.В, возражения представителей Верховного Совета Республики Хакасия Русинской Е.Н, Сиротининой О.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Верховным Советом Республики Хакасия 10 августа 2005 года принят Закон N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ, Закон).
22 июля 2022 года Законом Республики Хакасия N 62-ЗРХ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия по вопросам обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее также Закон Республики Хакасия N 62-ЗРХ) Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ дополнен статьей 3 (3) "Социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность", которой гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется право на однократное получение за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом Республики Хакасия.
Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 7 части 2 статьи 3 (3) Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ, мотивируя требования тем, что является участником спорных правоотношений, поскольку органы местного самоуправления Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилыми помещениями. Оспариваемая норма создает препятствия для реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче сертификатов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отказа судов в утверждении мировых соглашений по изменению способа и порядка исполнения путем выдачи сертификатов в рамках исполнительных производств по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия просит отменить решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 года по административному делу N 3а-60/2023 и принять по делу новое решение - признать недействующим пункт 7 части 2 статьи 3 (3) Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ, как не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование жалобы, повторяя основания исковых требований, обращают внимание, что оспариваемая норма Закона противоречит гражданскому процессуальному законодательству и федеральному законодательству о поддержке детей-сирот.
Так, вариант изменения способа и порядка исполнения решения суда, предусмотренный оспариваемым пунктом и обязывающий должника вместо предоставления жилого помещения предоставить сертификат на приобретение жилья в собственность, по своей сути изменяет решение суда, так как предусматривает не предоставление органом местного самоуправления гражданину жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, а приобретение гражданином жилого помещения по договору купли-продажи, что противоречит положениям части 2 статьи 13, части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также оспариваемая норма противоречит статье 8.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая не обуславливает получение указанной категорией лиц выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность наличием у таких лиц судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить им жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Считают, что спорное положение Закона препятствует администрации района в реализации права на предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, поскольку установленный Законом Республики Хакасия N 55-ЗРХ механизм предоставления выплат с ограничением в виде обязательного наличия судебного решения о предоставлении в найм жилого помещения специализированного жилищного фонда и определения суда об утверждении мирового соглашения о замене способа исполнения данного решения не позволяет осуществлять эти выплаты, в то время как Верховный Суд Республики Хакасия отнес доводы администрации к вопросам правоприменения и оставил без оценки довод о противоречии оспариваемой нормы указанным в иске положениям федерального законодательства.
Прокурором, участвующим в деле, Правительством Республики Хакасия и Верховным Советом Республики Хакасия представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Зуев А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, представители Верховного Совета Республики Хакасия Русинская Е.Н, Сиротинина О.С. против удовлетворения жалобы возражали, дали соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункта "ж.1" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Согласно статье 73 Конституции Республики Хакасия, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (далее Закона Республики Хакасия N 46) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона N 55-ЗРХ в первоначальной редакции).
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия N 46).
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия N 46 заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия N 46).
Согласно статье 18 Закона Республики Хакасия N 46 Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Конституция и законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; "Хакас чирi"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 34 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", действовавшего на момент принятия оспариваемого закона в первоначальной редакции.).
10 августа 2005 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
15 августа 2005 года Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ подписан Председателем Правительства Республики Хакасия, опубликован в изданиях "Хакасия", N 158, 24 августа 2005 года, "Вестник Хакасии", N 39, 31 августа 2005 года.
6 июля 2022 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 62-ЗРХ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия по вопросам обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями".
На сессии Верховного Совета Республики Хакасия присутствовало 42 депутата (из 50 согласно действующему на момент принятия Закона N 62-ЗРХ законодательству Республики Хакасия).
22 июля 2022 года Закон N 62-ЗРХ подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия, текст опубликован в изданиях "Вестник Хакасии", N 56, 22 июля 2022 года, "Хакасия", N 83, 29 июля 2022 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 26 июля 2022 года.
Судом, с учетом оценки изложенных обстоятельств, в том числе наличия необходимого для принятия закона кворума, сделан правильный вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт в первоначальной и оспариваемой редакциях принят уполномоченным органом в предусмотренной форме, с соблюдением порядка принятия и введения в действие, а также официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Законом Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года N 85-ЗРХ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В Приложении N 1 к названному закону определен Перечень муниципальных образований Республики Хакасия, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в пункте 12 которого указан Усть-Абаканский район.
При таких обстоятельствах верным является вывод суда о том, что администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия является участником спорных правоотношений, следовательно, ее права и законные интересы могут быть затронуты решением по настоящему делу.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ, административный истец ссылается на несоответствие федеральному законодательству условия предоставления гражданином утвержденного судом мирового соглашения о замене установленного судебным решением обязательства о предоставлении жилого помещения на обязательство о предоставлении социальной выплаты или определение суда об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, что возлагает на администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия, по мнению истца, обязанность по заключению мировых соглашений, условия которых направлены на изменение содержания судебного решения, то есть материально-правового требования, поскольку обязывают должника вместо предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда предоставить сертификат на приобретение жилья в собственность, по своей сути изменяет решение суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что доводы административного истца сводятся к вопросам применения оспариваемой нормы Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ, что само по себе не свидетельствует о ее несоответствии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федерального закона N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 5 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ определяет содержание и порядок финансового обеспечения в Республике Хакасия социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваемой путем предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Законом Республики Хакасия N 62-ЗРХ Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ дополнен статьей 3 (3), предусматривающей предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в качестве дополнительной меры социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 3 (3) Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ гражданину, который относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется право на однократное получение за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Республики Хакасия.
Согласно части 2 статьи 3 (3) Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ заявитель имеет право на получение социальной выплаты в случае, если он на дату подачи заявления одновременно соответствует условиям, в том числе (пункт 7) имеет вступившее в законную силу решение суда или является стороной по делу о предоставлении жилого помещения, представил утвержденное судом мировое соглашение о замене установленного судебным решением обязательства о предоставлении жилого помещения на обязательство о предоставлении социальной выплаты или определение суда об изменении способа и порядка исполнения судебного решения.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, изменения в Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ, касающиеся возможности предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Республики Хакасия, внесены в качестве дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В статье 3 (3) Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ определены категории граждан, имеющие право на предоставление социальной выплаты, условия, в том числе и оспариваемое положение, размер социальной выплаты, а также общие положения, касающиеся ее назначения и предоставления.
Таким образом, статья 3 (3) Закона Республики Хакасия N 55-ЗРХ, вопреки позиции апеллянта, регламентирует иные правоотношения, нежели предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем отклоняется довод жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта гражданскому процессуальному законодательству.
Приведенной нормой Закона определен механизм предоставления выплат на приобретение жилого помещения в собственность путем выпуска жилищных сертификатов, который дети-сироты могут реализовать по своему выбору наряду с обеспечением жилыми помещениями по договорам социального найма. Указанная норма сама по себе не изменяет способ и порядок исполнения решения суда, как утверждает податель жалобы, а устанавливает дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется за счет средств бюджета Республики Хакасия, не лишая административного истца возможности обеспечения лиц вышеуказанной категории благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках предоставленных органу местного самоуправления государственных полномочий.
Подлежит исключению также ввиду несостоятельности довод апелляционной жалобы о противоречии оспариваемой нормы статье 8 (1) Федерального закона N 159-ФЗ, введенной и вступившей в силу с 4 августа 2023 года, и не обуславливающей получение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность наличием у таких лиц судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить им жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку предусмотренная статьей 3 (3) оспариваемого нормативного правового акта дополнительная гарантия, принятая в рамках полномочий представительным органом Республики Хакасия, в виде предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищного сертификата за счет средств республиканского бюджета не тождественна дополнительной гарантии, предусмотренной статьей 8.1 Федерального закона N 159-ФЗ в виде предоставления за счет средств федерального бюджета выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и указанной норме Федерального закона не противоречит.
Судебная коллегия Пятого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Принимая во внимание, что статья 3 (3) Закона N 55-ЗРХ введена в действие в качестве дополнительной социальной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется за счет средств бюджета Республики Хакасия, как само ее введение, определение круга лиц, размера, условий предоставления, так и изменение или отмена, относится к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия, как органа, принявшего нормативный правовой акт.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
При этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела и представленных в материалы дела доказательств не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.