Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Бутырина А.В, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-19/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 ноября 2022 года N 266 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023-2025 годы" (в редакции постановлений от 30 ноября 2022 года N 493, от 14 декабря 2022 года N 521, от 29 декабря 2022 года N 556), с апелляционной жалобой Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 13 сентября 2023 года которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бутырина А.В, пояснения представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А, возражения представителя административного истца АО "Оборонэнерго" Савицкой Е.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее также - Служба, РСТ Камчатского края) 17 ноября 2022 года принято постановление N 266 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023 - 2025 годы".
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее также - АО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим в части названное выше постановление, указав, что оно принято с нарушением пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 7, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
Нарушения, по мнению Общества, выразились в том, что при формировании тарифа регулирующим органом не в полном объеме учтены расходы, которые подлежат включению в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ), а именно: затраты на оплату труда на сумму 1374, 97 тыс. руб. и на отчисление на социальные нужды на сумму 536, 7 тыс. руб, расходы по статье "прибыль на социальное развитие" на сумму 268, 31 тыс. руб. Указанные расходы напрямую связаны с осуществляемой Обществом регулируемой деятельностью по передаче электрической энергии, а документы, подтверждающие несение таких расходов, Обществом были представлены в регулирующий орган. По мнению истца, регулирующий орган без достаточных к тому оснований и без необходимой мотивировки отказался включить вышеуказанные расходы в тариф на электрическую энергию, поставляемую АО "Оборонэнерго" потребителям в 2023 - 2025 годах, который утвержден оспариваемым постановлением от 17 ноября 2022 года N 266. Вследствие этого сформированный тариф не возмещает всех производственных затрат, что не может обеспечить безубыточную деятельность Общества и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, истец указал в своем заявлении на необоснованность выводов эксперта в его заключении, которое не отвечает требованиям пункта 23 Правил государственного регулирования.
Решением Камчатского краевого суда от 13 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия приложение 2 в части установления необходимой валовой выручки на 2023 год в размере 28745 тыс. руб. и приложение 3 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями АО "ЮЭСК" и АО "Оборонэнерго" на 2023 год постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 ноября 2022 года N 266 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть- Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023-2025 годы" (в редакции постановлений от 30 ноября 2022 года N 493, от 14 декабря 2022 года N 521, от 29 декабря 2022 года N 556); взысканы с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей; на Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 ноября 2022 года N 266 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023 - 2025 годы" (в редакции постановлений от 30 ноября 2022 года N 493, от 14 декабря 2022 года N 521, от 29 декабря 2022 года N 556) в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края просит отменить решение Камчатского краевого суда от 13 сентября 2023 года.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на несогласие с установленными нарушениями административным ответчиком требований к содержанию экспертного заключения, поскольку формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края производилось экспертом с учетом фактически понесенных расходов за 2022 год и планируемых расходов на 2023 год, а также с учетом аналогичных затрат по филиалу "Камчатский" АО "Оборонэнерго" (Центральный энергоузел), в то время как действующим законодательством Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в электроэнергетике не закреплена обязанность регулятора производить расчет исключительно на основании предложений регулируемой организации.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года (далее - Основ ценообразования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), указывает, что Службой, во избежание необоснованной дополнительной нагрузки на тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго", экономически обоснованный фонд оплаты труда на 2023 год сформирован исходя из фактической численности работников и среднемесячной оплаты труда на 1 работника по итогам 2021 года с применением параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, что, вопреки выводам суда, соответствует пункту 26 Основ ценообразования.
Прокурором, участвующим в деле, Правительством Республики Хакасия и Верховным Советом Республики Хакасия представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А, участвующая в деле с использованием видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Оборонэнерго" филиал "Камчатский" Савицкая Е.М, участвующая в деле с использование видеоконференц-связи, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, действующая на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) (далее - Положение).
Руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности, которые входят в систему нормативных правовых актов Камчатского края (статья 27 Устава Камчатского края, пункт 54.12 Положения).
На основании поданной Обществом заявки Службой открыто дело об установлении Обществу тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям в 2023 - 2025 годах.
Согласно экспертному заключению по результатам проверки расчетов для утверждения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023 - 2025 годы (2023 год - первый год долгосрочного периода регулирования) экспертом Региональной службы сформированы расходы статей затрат, балансовой прибыли на содержание и эксплуатацию электрических сетей, обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 - 2025 годы.
На заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 17 ноября 2022 года принято решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023 - 2025 годы в соответствии с предложениями эксперта.
На основании решения Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 17 ноября 2022 года принято постановление N 266 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края на 2023 - 2025 годы" (далее постановление N 266).
Текст постановления Службы по тарифам от 17 ноября 2022 года N266 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 19 ноября 2022 года.
В последующем постановлениями Региональной службы от 30 ноября 2022 года N 493, от 14 декабря 2022 года N 521, от 29 декабря 2022 года N 556, были внесены изменения, которые опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 декабря 2022 года, 19 декабря 2022 года и 30 декабря 2022 года.
Приложением 2 к постановлению N 266 установлены показатели необходимой валовой выручки, в том числе на 2023 год в размере 28745 тыс. руб, приложением 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями АО "ЮЭСК" и АО "Оборонэнерго", в том числе на 2023 год, оспариваемые в настоящем деле.
Как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции в соответствующей форме, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Оценивая соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно принял во внимание положения пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике, в соответствии с которым государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что в отношении территориальных сетевых организаций, для которых не утверждена в установленном порядке инвестиционная программа на срок, соответствующий долгосрочному периоду регулирования, и (или) не согласованы долгосрочные параметры регулирования с Федеральной антимонопольной службой, регулирование осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ) с начала периода регулирования.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки). В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного
капитала).
Пунктом 12 Методических указаний установлено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 20 апреля 2022 года (далее также - ОТС, Соглашение).
Согласно пункту 1.5 ОТС в отношении Организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно учел, что АО "Оборонэнерго" входит в перечень организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (пункт 7 Приложения N 1).
Утверждение административного ответчика о том, что ОТС носит рекомендательный характер, в силу чего его применение необязательно, является ошибочным, поскольку в положении пункта 26 Основ ценообразования указано о необходимости его применения при определении расходов на оплату труда.
Пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что данное Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
При этом с 1 июля 2022 года размер ММТС устанавливается в сумме 9501 рубль, увеличенной на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации за период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно, рассчитанного на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики.
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Пунктом 64 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что по результатам анализа предоставленных АО "Оборонэнерго" документов в рамках тарифного регулирования 2023 - 2025 годов, Служба выполнила расчет нормативной численности работников и сформировала экономически обоснованный фонд оплаты труда исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника на 2021 год в целом по Обществу в размере 81854 рублей, применив параметры прогноза социально- экономического развития РФ на 2022/2021 годы - 104, 3%, 2023/2022 годы - 106%.
Вместе с тем, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованному на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, показатель инфляции потребительских цен на 2022 год составил 113, 9 %, на 2023 год -106%.
С учетом изложенного, вопреки позиции апеллянта по делу, суд пришел к верному выводу, что административный ответчик при формировании фонда оплаты труда на 2023 года применил индекс потребительских цен за 2022 год в размере 104, 3%, при том, что по данным прогноза Министерства социально-экономического развития РФ индекс потребительских цен на 2022 год составил 113, 9%, что противоречит требованиям пункта 26 Основ ценообразования, который обязывает при определении расходов на оплату труда применять положения Отраслевого тарифного соглашения, фактические объем фонда оплаты труда и численность работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также прогнозное значение индекса потребительских цен.
Довод подателя жалобы о том, что формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго" в границах Ключевского сельского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края производилось на основании экспертного заключения с учетом фактически понесенных расходов за 2022 год и планируемых расходов на 2023 год, а также с учетом аналогичных затрат по филиалу "Камчатский" АО "Оборонэнерго" (Центральный энергоузел), подлежит отклонению, ввиду несоответствия произведенного расчета требованиям пункта 26 Основ ценообразования без применения прогнозного значения индекса потребительских цен.
Поскольку статья затрат "отчисления на социальные нужды" является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда, который органом регулирования определен в нарушение пункта 26 Основ ценообразования, расходы по данной статье затрат также подлежат пересчету.
Таким образом, с учетом установленных недостатков, допущенных Службой в расчете по статье "расходы на оплату труда", а также неприменения изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу, что размер затрат на страховые взносы по статье "отчисления на социальные нужды", которые являются производными от размера фонда оплаты труда, является неверным, что исключает доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Кроме того, вопреки позиции апеллянта, суд сделал правильный вывод о нарушениях РСТ Камчатского края порядка расчета расходов по статье "Прибыль на социальное развитие".
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 4 статьи 19 Основ ценообразования, расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Следовательно, исходя из этой нормы названные затраты могут быть включены в состав необходимой валовой выручки как другие расходы из прибыли при условии их экономической обоснованности.
Подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера.
Как верно отметил суд, экспертом Службы при расчете НВВ на 2023 год приняты в качестве обоснованных расходы в размере 54 тыс. руб. по указанной статье, исходя из принятой величины на 2020 год, как первый год долгосрочного периода, в размере 278 руб. в месяц на 1 человека с учетом прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития по формуле: 328 руб. = 278 руб. х 106, 7% х 104, 3% х 106, 0%, то есть ответчик применил индекс потребительских цен за 2022 год в размере 104, 3%, без учета прогнозируемого Министерством социально-экономического развития РФ индекса потребительских цен на 2022 года в размере 113, 9%.
Кроме того, судом верно отражено, что орган регулирования, определяя указанные расходы по средней расчетной на территории Камчатского края на 2020 год величине, не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения, участником которого является АО "Оборонэнерго", и которое в силу статей 47, 48 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, являющиеся обязательными в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение.
При этом расходы работодателей, предусмотренные ОТС, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления (пункт 1.5 ОТС).
Социальные льготы, гарантии, компенсации работникам электроэнергетики, которые обеспечиваются работодателями, приведены в части 6 Отраслевого тарифного соглашения и корреспондируют с Положением о выплатах социального характера, утвержденным приказом АО "Оборонэнерго" от 28 октября 2020 года N 332.
С учетом изложенного, вопреки позиции апеллянта об обоснованности произведенного Службой расчета, суд пришел к правильному выводу, что расчет РСТ Камчатского края расходов по статье "прибыль на социальное развитие", исходя из определенной расчетным способом усредненной величины с применением индекса потребительских цен за 2022 год в размере 104, 3%, также является неправомерным и экономически необоснованным.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня принятия, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.