Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-56/2023 по административному исковому заявлению МУП "Водоканал" о признании нормативного правового акта недействующим в части, с апелляционной жалобой представителя административного истца МУП "Водоканал" - Целищевой М.С. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного истца МУП "Водоканал" - Целищевой М.С, представителя административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия - Сульберековой И.А, представителя заинтересованного лица АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" Рынг О.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, в котором с учетом дополнения требований просило признать недействующим пункт 1 приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 16 ноября 2022 года N 79-в "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод и утверждении производственной программы для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего транспортировку сточных вод, на 2023 год и внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 16 ноября 2018 г. N 66-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на водоотведение, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего водоотведение, на 2019-2023 годы" и приложение N 1 к данному приказу.
В обоснование требований административного иска указано, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом тариф на транспортировку сточных вод является экономически необоснованным, поскольку при корректировке необходимой валовой выручки (далее - НВВ) неверно рассчитана протяженность сетей водоотведения АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш". Приказ N 79-в в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы МУП "Водоканал", так как влияет на размер расходов по транспортировке.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 15 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 16 ноября 2022 года N 79-в и приложение N 1 к нему.
На решение суда представителем административного истца МУП "Водоканал" подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, просит решение суда изменить в части:
- в мотивировочной части признать несоответствующим Методическим указаниям произведение расчета коэффициентов дифференциации стоимости строительства и протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, органом регулирования;
- в мотивировочной части признать несоответствующим принятие для расчета тарифа протяженность используемой сети регулируемой организации;
- в резолютивной части признать оспариваемый приказ недействующим со дня его принятия.
В обоснование доводов жалобы указано, что при принятии решения суд не указал, что в нарушение пункта 38 и приложения 5.1 Методических указаний ответчик самостоятельно производит расчет коэффициентов дифференциации стоимости строительства и протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, в то время, когда такой расчет ответчику должен быть представлен истцом на основании соответствующего запроса.
Апеллянт считает неверным вывод суда о том, что довод административного истца о неправомерном учете части сети, используемой для транспортировки сточных вод, не основан на требованиях Основ ценообразования и Методических указаний. Полагает, что представленные АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" запрос от 18 июля 2023 года, ответ на него от 20 июля 2023 года, схемы водоотведения не являются доказательствами того, что у МУП "Водоканал" имеются другие абоненты, которые пользуются указанной сетью. Кроме того, указывает, что судом не был исследован, но принят довод заинтересованного лица о необходимости содержания всей сети в надлежащем состоянии. Данный довод находит несостоятельным, так как бремя содержания должен нести собственник, и обеспечение содержания части сетей, используемой для целей транспортировки, за счет платы за транспортировку грубо нарушает права административного истца, а также неопределенного круга лиц, на которые это бремя незаконно возлагается.
Податель жалобы также считает противоречащим принципам административного судопроизводства признание судом оспариваемого приказа недействующим со дня вступления в силу решения суда, а не с момента его принятия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца МУП "Водоканал" - Целищева М.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия - Сульберекова И.А, представитель заинтересованного лица АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" Рынг О.Ю. в судебном заседании возражали по доводам жалобы.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю. полагала, что отсутствуют основания для изменения мотивировочной части решения суда, вместе с тем, находила решение подлежащим изменению в части определения даты, с которой нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), иных нормативных правовых актов.
Согласно частям 1 и 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении холодное водоснабжение и водоотведение отнесены к регулируемым видам деятельности.
В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, перечень которых приведен в статье 31 названного закона, к числу которых относятся тарифы на транспортировку воды.
Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 2.1.8 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года N 175).
Из материалов дела усматривается, что МУП "Водоканал" оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Абакана Республики Хакасия, АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" является собственником сети канализационной АВМ-квартал Молодежный, 22-КНС31.
29 апреля 2022 года АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" обратилось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2023 год методом экономически обоснованных затрат, представив обосновывающие тарифную заявку документы и расчеты, предусмотренные Правилами N 406 и Методическими указаниями N 1746-э (т.2, л.д.73-97).
По результатам рассмотрения заявления приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16 ноября 2022 года N 79-в для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" на 2023 год (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года) с применением метода сравнения аналогов установлен тариф на транспортировку сточных вод в размере 52, 22 руб./м.куб.
Как установлено судом оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Разрешая административно-правовой спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 16 ноября 2022 года N 79-в противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 35 Методических указаний при установлении тарифов с применением метода сравнения аналогов величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования определяется исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации и рассчитывается по приведенным в пункте формулам, При этом, как следует из содержания приведенной нормы, протяженность водопроводной (канализационной) сети гарантирующей организации, используемой для транспортировки холодной воды (сточных вод), определяется на дату, предшествующую на 2 года дате, на которую определяется величина НВВ регулируемой организации.
Проанализировав содержание пунктов 35 - 38 Методических указаний, экспертное заключение от 11 октября 2022 года, суд установил, что НВВ для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" определялась на 2023 год, однако сведения о протяженности водопроводной (канализационной) сети использовались по состоянию на 1 мая 2020 год, в то время как протяженность сетей водоотведения МУП "Водоканал" изменялась, что не было учтено в расчете, кроме того, в расчете были допущены ошибки при применении величин протяженности сетей водоотведения гарантирующей организации: по сетям водоотведения диаметром 315 мм из полиэтилена вместо фактически указанных МУП "Водоканал" 2, 17 км в расчетах применен показатель 3, 17 км, по иным сетям показатели протяженности использовались с точностью до двух знаков после запятой, что противоречит пунктам 35, 38 Методических указаний N 1746-э и приложения 5.1 (пункт 3 примечания) к Методическим указаниям N1746-э, согласно которым в расчетах используются сведения о протяженности сетей водоотведения в километрах с точностью три знака после запятой.
Поскольку расчет тарифов произведен органом регулирования с нарушением предусмотренного законом порядка, суд пришел к верному выводу, что установленный для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" тариф на транспортировку сточных вод на 2023 год является необоснованным, в связи с чем правомерно признал оспариваемые положения нормативного правового акта недействующими.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, данные выводы мотивированы и соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводам апеллянта о том, что при расчете не должны были учитываться сети водоотведения, используемые для нужд АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", фактически уже была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не усматривается. Суд обоснованно указал, что данная позиция истца не основана на требованиях Основ ценообразования и Методических указаний N 1746-э. Кроме того, пользователями данной сети являются и иные лица, являющиеся абонентами МУП "Водоканал", что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: запрос МУП "Водоканал" от 18 июля 2023 года, ответ на него от 20 июля 2023 года, схема сетей водоотведения АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" (т.2, л.д. 142-144). Оснований для иной оценки данных доказательств не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что при принятии решения суд не указал, что в нарушение пункта 38 и приложения 5.1 Методических указаний ответчик самостоятельно производит расчет коэффициентов дифференциации стоимости строительства и протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, в то время, когда такой расчет ответчику должен быть представлен истцом на основании соответствующего запроса, о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует. Заявленные требования были разрешены судом и по делу принято решение о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта. Мотивы суда, по которым нормативный правовой акт признан недействующим, изложены в мотивировочной части решения, отражены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В то же время, суд апелляционной инстанции не может согласиться с обоснованностью вывода суда первой инстанции о том, что в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу, так как ранее оспариваемый акт применялся.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце шестом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
В части установления даты признания нормативного правового акта недействующим судом не учтено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года), поэтому признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда в названной части подлежит изменению, а оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими с даты принятия.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 сентября 2023 года в части определения даты, с которой нормативный правовой акт признан недействующим, изменить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 16 ноября 2022 года N 79-в "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод и утверждении производственной программы для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего транспортировку сточных вод, на 2023 год и внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 16 ноября 2018 г. N 66-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на водоотведение, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего водоотведение, на 2019-2023 годы" и приложение 1 к указанному приказу.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 сентября 2023 года оставить без изменений.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Верховный Суд Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.