Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-40/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Сельскому Совету депутатов муниципального образования "Турочакское сельское поселение", главе муниципального образования "Турочакское сельское поселение", сельской администрации муниципального образования "Турочакское сельское поселение" об оспаривании нормативных правовых актов с апелляционной жалобой административного истца ФИО2 и его представителя ФИО1 на решение Верховного суда Республики Алтай от 08 сентября 2023 года и дополнительное решение Верховного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца ФИО2 - ФИО1, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в Верховный суд Республики Алтай, с учетом уточнений просил признать недействующими со дня принятия решения Турочакского сельского Совета депутатов муниципального образования "Турочакское сельское поселение" Турочакского района Республики Алтай от 29 декабря 2012 года N 44/3 "Об утверждении генерального плана Турочакского сельского поселения", от 29 марта 2013 года N 46/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Турочакского сельского поселения", от 02 августа 2017 года N 30/3 "Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Турочакское сельское поселение".
В обоснование административного иска указано, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку решением Турочакского районного суда от 23 ноября 2022 года, по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, признано незаконным формирование земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", исключены сведения о нем из Единого государственного реестра недвижимости, признано отсутствующим право ФИО2 на данный земельный участок, аннулирована и прекращена в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве ФИО2 на земельный участок. В связи с принятием такого решения ФИО2 был лишен права собственности на спорный земельный участок, по причине нарушения администрацией Турочакского сельского поселения требований Генерального плана и Правил землепользования и застройки Турочакского сельского поселения. Оспариваемые муниципальные акты не опубликованы, приняты с нарушением процедуры публичных слушаний, в нарушение установленного законом порядка, являются незаконными и не могут применяться.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 08 сентября 2023 года и дополнительным решением Верховного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, просят решение суда и дополнительное решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывают, что суд первой инстанции, нарушив требования части 1 статьи 8, частей 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к необоснованному выводу о возможности применения оспариваемых нормативных правовых актов без их официального опубликования.
По мнению апеллянтов, судом не учтено, что сайт администрации сельского поселения не является средством массовой информации, включение в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет лишь учетную функцию и не является условием их вступления в законную силу. При этом пункт 3 статьи 3 Устава муниципального образования "Турочакское сельское поселение", действовавший на момент принятия оспариваемых актов, требует официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы и обязанности граждан.
Также апеллянты указывают на несогласие с выводом суда первой инстанции, что превышение срока проведения публичных слушаний более чем на 3 месяца не является существенным нарушением процедуры принятия генерального плана.
Выводы суда о том, что права и законные интересы ФИО2 не нарушены оспариваемыми нормативными правовыми актами, не обоснованы, поскольку ранее суд вынес решение, которым на основании данных актов лишил административного истца права собственности на спорный земельный участок.
В письменных возражениях прокуратура Республики Алтай, сельская администрация муниципального образования "Турочакское сельское поселение" выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец ФИО2 жителем села Турочак никогда не являлся и не является по настоящее время. 21 января 2019 года между администрацией муниципального образования "Турочакское сельское поселение" и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка N 8/2018 сроком на 2 года 8 месяцев, расположенный по адресу: "адрес", площадью 20756 кв.м. 24 декабря 2021 года заключен договор купли-продажи земельного участка, между администрацией муниципального образования "Турочакское сельское поселение" и ФИО2, по условиям которого у ФИО2 возникло право собственности на указанный выше земельный участок. 04 февраля 2022 года право собственности зарегистрировано за ФИО2 в ЕГРН.
Решением Турочакского районного суда от 23 ноября 2022 года удовлетворены исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО2 о признании недействительным формирования земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, а также аннулировании и прекращении в ЕГРН записи о праве собственности на земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 21 марта 2023 года решение Турочакского районного суда от 23 ноября 2022 года в части разрешения требований о признании незаконным формирование земельного участка отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО2 о признании незаконным формирования земельного участка, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости, отказано. В остальной части решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2022 года оставлено без изменения. Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 20756 кв.м, сформирован и предоставлен ФИО2 в нарушение требований действующего земельного законодательства и без учета утвержденных Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Турочакское сельское поселение" Турочакского района Республики Алтай в рекреационной зоне, занятой древесно-кустарниковой растительностью (код зоны Р-3) и в жилой зоне (код зоны ЖЗ-1), не предназначенных для отведения земельного участка для отдыха (рекреации), большая часть спорного земельного участка фактически занята древесно-кустарниковой растительностью в зоне Р-3.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июня 2023 года решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии Верховного суда Республики Алтай от 21 марта 2023 года оставлены без изменения.
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса (статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пунктов 1, 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения и утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Статьей 5 Закона Республики Алтай от 13 января 2005 года N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" определено, что муниципальное образование "Турочакский район" наделено статусом муниципального района и определен его административным центром село Турочак. Образовано в составе муниципального образования "Турочакский район" муниципальное образование - Турочакское сельское поселение в составе сел Каякшан, Лебедское, Советский Байгол, Стретинка, Турочак, Усть-Лебедь, административный центр - село Турочак.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Алтай от 07 июля 2015 года N 32-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай" за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно пункту 16 статьи 4 Устава муниципального образования Турочакское сельское поселение Турочакского рациона Республики Алтай к вопросам местного значения Турочакского сельского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что оспариваемые нормативные правовое акты приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несоблюдении порядка принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов проверялись Верховным судом Республики Алтай и были обоснованно отвергнуты с приведением убедительной аргументации. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат.
Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что публичные слушания по проектам Генерального плана, Правил землепользования и застройки, и внесению изменений в Правила землепользования и застройки, были назначены распоряжениями Главы Турочакской сельской администрации N 526 от 28 августа 2012 года, N 1 от 09 января 2013 года, N 15 от 29 января 2013 года, постановлением Главы Турочакского сельского поселения N 111 от 10 апреля 2017 года и проведены во всех населенных пунктах Турочакского сельского поселения, по результатам которых составлены протоколы.
Заключения по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования "Турочакское сельское поселение" от 19 декабря 2012 года, проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Турочакское сельское поселение" от 28 марта 2013 года, проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Турочакское сельское поселение" от 30 июня 2017 года, были размещены на официальном сайте Турочакской сельской администрации.
Оспаривание стороной административного истца установленных судом первой инстанции обстоятельств, связанных с обеспечением возможности ознакомления с проектами нормативных правовых актов, сводится к иной, отличной от судебной, оценке доказательств и не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, но предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Следовательно, публичные слушания являются публично-правовым институтом выявления коллективного мнения, позволяющим в комплексе учесть потребности населения и территорий в развитии и согласовать государственные, общественные и частные интересы в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что в первую очередь направлена регламентация градостроительной деятельности в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому их результаты при подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки учитываются, но в то же время не являются определяющими.
В данном случае возможность участвовать в обсуждении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений, была обеспечена всем заинтересованным лицам, коллективное мнение населения выявлено для учета при принятии решения.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный истец на момент проведения публичных слушаний не являлся заинтересованным лицом, поэтому оспариваемые нормативные правовые акты с точки зрения процедуры проведения публичных слушаний, нарушения его прав не допускают.
Вопреки утверждению апеллянтов, выводы суда первой инстанции о соблюдении требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении публичных слушаний соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении предусмотренных Уставом сельского поселения требований к обнародованию муниципальных правовых актов, непредоставлении жителям реальной возможности ознакомления с их содержанием, судебной коллегией отклоняются.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что извещения о проведении публичных слушаний в виде распоряжений и постановления Главы сельской администрации Турочакского сельского поселения, проекты оспариваемых нормативных правовых актов, заключения по результатам публичных слушаний, сами оспариваемые решения представительного органа были доведены до населения путем опубликования в газете "Истоки", на информационных стендах в здании сельской администрации, СДК с.Каяшкан, в библиотеке, на официальном сайте сельской администрации.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, административными ответчиками были предприняты все меры по обеспечению населения Турочакского сельского поселения возможностью ознакомиться с содержанием всех документов, касающихся процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Таким образом, вопреки утверждениям заявителей апелляционной жалобы, возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых нормативных правовых актов лицам, права и свободы которых они затрагивают, была обеспечена, цели официального опубликования, применительно к разъяснениям, данным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", достигнуты.
Приведенная в апелляционной жалобе аргументация касается, по существу, не обеспечения возможности ознакомления с содержанием оспариваемых нормативных правовых актов, а использования гражданами такой возможности, которая реализуется каждым по своему усмотрению.
По результатам изучения имеющихся в деле доказательств, судом первой инстанции доводам стороны административного истца о несоблюдении порядка принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе о том, что публичные слушания в с.Турочак 02 октября 2012 года были перенесены на 09 октября 2012 года, соответственно сообщение о проведении публичных слушаний 09 октября 2012 года не было опубликовано в СМИ, а также о нарушении процедуры принятия генерального плана, поскольку срок проведения публичных слушаний превысил 3 месяца, дана надлежащая правовая оценка. Позиция суда подробно и аргументированно изложена в решении, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного административно-правового спора, судом первой инстанции не допущено. Выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Алтай от 08 сентября 2023 года и дополнительное решение Верховного суда Республики Алтай от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО2 и его представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный суд Республики Алтай.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.