Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-68/2023) по административному исковому заявлению ООО "АЭРОСИТИ-2000" о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 20 июля 2023 года N 577 "Об утверждении Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия", по апелляционной жалобе ООО "АЭРОСИТИ-2000" на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 сентября 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Правительства Республики Хакасия Боброва С.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 июля 2023 года N 577 утвержден Порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия (далее - Порядок, Постановление N 577).
Общество с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ-2000" (далее - ООО "АЭРОСИТИ-2000, Общество") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 577, ссылаясь на то, что оно принято при отсутствии у Правительства Республики Хакасия соответствующих полномочий и противоречит федеральному законодательству. Полагает, что оспариваемое постановление необоснованно расширяет перечень оснований для лишения регионального оператора его статуса по сравнению с основаниями, установленными федеральным законодательством, является неопределенным и нарушает права административного истца, поскольку нарушает условия действующих соглашений с ним, вводит ответственность для регионального оператора, которая ранее не была предусмотрена.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "АЭРОСИТИ-2000" отказано.
Не согласившись с решением суда представителем ООО "АЭРОСИТИ-2000" подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обосновании доводов жалобы указывает о несогласии с выводом суда о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, а также соблюден порядок введения его в действия. На день принятия Порядка Правительство Республики Хакасия не обладало полномочиями на его принятие, поскольку Закон Республики Хакасия от 12 июля 2023 года N 53-ЗРХ не вступил в законную силу, что является безусловным основанием для признания его недействующим. Также указывает о неверности вывода суда относительно того, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права и интересы административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителями Правительства Республики Хакасия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и участвовавшим в деле прокурором, представлены возражения, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции, представитель Правительства Республики Хакасия Бобров С.С, участвующий в деле с использованием систем видеоконференц-связи, полагает, что решение суда первой инстанции законное и обоснованное.
Представители административного истца ООО "Аэросити-2000", заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям статьи 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, среди прочего, относятся: принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
Часть 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия N 03-ЗРХ "Об отходах производства и потребления" (в редакции до 12 июля 2023 года) относила к полномочиям Правительства Республики Хакасия в области обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; утверждение региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие нормативных правовых актов в области обращения с отходами, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; установление льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; определение органов исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющих государственное управление в области обращения с отходами; установление содержания и порядка заключения соглашений между органами исполнительной власти Республики Хакасия и региональными операторами, условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
12 июля 2023 года Законом Республики Хакасия N 53-ЗРХ часть 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 53-ЗРХ), дополнена пунктом 6(6) следующего содержания: утверждение порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данный Закон также содержит положение о том, что он вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Разделом IV Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156) предусмотрены основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
При этом ни данным постановлением Правительства Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не установлен порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора.
Довод жалобы о том, что на день вынесения оспариваемого постановления N 577 Правительство Республики Хакасия не обладало полномочиями на его принятие, поскольку Закон N 53-ЗРХ вступил в законную силу 22 июля 2023 года, судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 4 статьи 36 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" нормативные правовые акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закон Республики Хакасия от 11 марта 2015 года N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Первоначальный текст Порядка опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 25 июля 2023 года и в издании "Вестник Хакасии" N 54 28 июля 2023 года.
Таким образом, Постановление N 577 вступило в законную силу 25 июля 2023 года, и на указанную дату Правительство Республики Хакасия обладало полномочиями на принятие порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 24.12 Закона об отходах производства и потребления, государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется посредством, в том числе регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1).
Предметом государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами являются соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации (часть 2).
Проанализировав указанные выше положения, судебная коллегия приходит к выводу, что порядок лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к правилам осуществления деятельности региональных операторов, контролем за их исполнением. При этом, принятие нормативных правовых актов устанавливающих указанные правила, Законом Республики Хакасия "Об отходах производства и потребления" отнесено к полномочиям Правительства Республики Хакасия.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Закона об отходах производства и потребления, Правил N 1156, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", норм Жилищного кодекса Российской Федерации, исследовал материалы настоящего дела и пришел к выводу, что Постановление N 577 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанный вывод.
Оспариваемый Порядок иных оснований для лишения юридического лица статуса регионального оператора, не предусмотренных Разделом IV Правил N 1156, не содержит.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "АЭРОСИТИ-2000" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Хакасия.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 25 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.