Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-622/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" о признании нормативного правового акта недействующим в части
с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 11 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Яжемчук Л.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
23 ноября 2021 года Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области, орган регулирования, тарифный орган) принят приказ N 410/84 "Об установлении предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - Приказ N 410/84).
Решением Омского областного суда от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 января 2023 года, Приказ N 410/84 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, на РЭК Омской области возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Во исполнение решения суда 7 марта 2023 года РЭК Омской области принят приказ N 42/10 "Об установлении предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - Приказ N 42/10).
Пунктом 1 Приказа N 42/10 установлены и введены в действие предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", Общество) на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года с календарной разбивкой на отдельные периоды.
Пунктом 2 Приказа N 42/10 утверждена производственная программа ООО "Магнит" согласно приложению N 1 к данному приказу, предусматривающая показатель планируемого объема обрабатываемых ТКО на 2024 год в размере 356, 235 тыс. тонн (подпункт 3.3 пункта 3), показатели объема финансовых потребностей, необходимого для реализации производственной программы, на 2022 год в размере 577 902, 65 тыс. руб, на 2023 год - 549 025, 96 тыс. руб, на 2024 год - 559 563, 04 тыс. руб. (подпункты 4.1, 4.2, 4.3 пункта 4).
Пунктом 3 Приказа N 42/10 установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2024 годы ООО "Магнит" для установления предельных тарифов на обработку ТКО с применением метода индексации согласно приложению N 2 к данному приказу, в том числе базовый уровень операционных расходов в размере 465 024, 45 тыс. руб. на каждый год данного долгосрочного периода регулирования.
ООО "Магнит" обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим Приказ N 42/10 в части указанных пунктов. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принимая заменяющий нормативный правовой акт, РЭК Омской области при установлении предельных тарифов на обработку ТКО приняты в полном объеме расходы на оказание комплекса услуг транспортными средствами и/или специальной техникой с экипажем на основании заключенных Обществом с "данные изъяты" договоров от 15 ноября 2021 года N и N. Согласно данным договорам объем оказываемых услуг составляет 356 235, 32 тонны, однако расчет тарифа при определении базового уровня операционных расходов произведен из объема в 372 000 тонн на 2022 год, являющийся первым годом долгосрочного периода регулирования, что повлияло на размер тарифа на последующие периоды регулирования. Заявитель полагал, что такой подход тарифного органа противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. По мнению Общества, оспариваемые тарифы установлены в необоснованно меньшем размере ввиду ненадлежащей оценки РЭК Омской области подлежащих учету расходов, что нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности и приводит к убыткам.
Решением Омского областного суда от 11 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично, Приказ N 42/10 признан недействующим с момента принятия в части пункта 1, пункта 4 приложения N 1 к приказу, приложения N 2 к приказу в части базового уровня операционных расходов, на РЭК Омской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.
В апелляционной жалобе РЭК Омской области выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, в обоснование доводов жалобы указывает на то, что при пересмотре тарифов на обработку ТКО для ООО "Магнит" во исполнение решения суда РЭК Омской области приняты в полном объеме расходы на оказание комплекса услуг транспортными средствами и/или специальной техникой с экипажем на мусоросортировочном комплексе Кировского АО г. Омска по договору от 15 ноября 2021 года N с "данные изъяты". Техническим заданием к данному договору определен объем обрабатываемых ТКО в размере 356 235, 32 тонн, однако пунктом 2.6 договора предусмотрена возможность увеличения объема услуги до 30 %, при этом окончательная стоимость услуг определяется по фактически оказанным объемам услуг, но не может превышать ее максимальную стоимость (пункты 2.1, 2.4 договора). Ссылаясь на то обстоятельство, что фактически сложившийся объем обрабатываемых ТКО по мусоросортировочным комплексам в Кировском и Ленинском АО г. Омска составляет 347, 24 тыс. тонн, апеллянт указывает, что оплата по договору будет ниже на 2, 5 % предельной стоимости оказываемых услуг, установленной этим договором, однако правовые основания для самостоятельного перерасчета тарифным органом стоимости услуг, определенных данным договором, отсутствуют. Кроме того, полагает, что такой перерасчет приведет к необоснованному завышению расходов и объемов услуг и будет противоречить пункту 12 Основ ценообразования в области обращения с ТКО.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлен отзыв, а участвующим в деле прокурором - возражения, в которых они просят решения суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель РЭК Омской области Яжемчук Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Обработка твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, данная Комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
Пунктом 13.2 названного Положения к полномочиям Комиссия относится, в том числе, установление предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством (пункт 3 Положения).
Как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований к форме актов, а также процедуры принятия и порядка опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, заключенного 17 августа 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО "Магнит" в соответствии с протоколом о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от 31 июля 2018 года, административный истец является региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляет свою деятельность на всей территории Омской области, наделен соответствующим статусом на срок 10 лет.
В силу пункта 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 (далее - Основы ценообразования), пунктами 7, 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой (далее - НВВ) понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что 31 августа 2021 года ООО "Магнит" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении предельного тарифа на обработку ТКО на 2022-2024 годы, приложив обосновывающие документы.
При установлении тарифов органом регулирования применен метод индексации в соответствии с пунктами 20, 21, 44 Основ ценообразования.
На первый год долгосрочного периода регулирования (на 2022 год) в соответствии с пунктом 31 Методических указаний операционные расходы рассчитаны с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) с использованием основных параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год, разработанного Минэкономразвития России, по состоянию на 30 сентября 2021 года.
Решение об утверждении предельных тарифов на обработку ТКО на 2022-2024 годы для потребителей ООО "Магнит" на долгосрочный период регулирования было оформлено Приказом N 410/84.
При этом масса обрабатываемых ТКО с учетом крупногабаритных отходов на 2022 год принята РЭК Омской области в размере 372 тыс. тонн согласно приложению N 24 "Расширенный баланс количественных характеристик твердых коммунальных отходов, целевые показатели ТКО" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 года N 39 (в редакции от 10 сентября 2021 года); в примечании указано, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 18 ноября 2021 года на 2023-2024 годы планируемая масса обработанных ТКО составит 356, 235 тыс. тонн.
Как следует из экспертного заключения от 22 ноября 2022 года, масса ТКО с учетом крупногабаритных отходов на 2022 год предложена предприятием в размере 356, 235 тыс. тонн на основании договора от 15 ноября 2021 года N на оказание комплекса услуг транспортными средствами и/или спецтехникой с экипажем на мусоросортировочном комплексе Кировского АО города Омска и договора от 15 ноября 2021 года N на оказание комплекса услуг транспортными средствами и/или спецтехникой с экипажем на мусоросортировочном комплексе Ленинского АО города Омска.
Согласно приложениям N 1 к указанным договорам объем оказываемых услуг по каждому из договоров составил 178 117, 66 тонн (суммарный объем - 356, 235 тыс. тонн), срок оказания услуги - 2022 год, стоимость услуг по договору N составила 107 805 713, 72 руб, по договору N - 106 826 066, 59 руб.
При формировании ННВ регионального оператора на 2022 год и последующие годы РЭК Омской области приняты расходы на оказание комплекса услуг транспортными средствами и/или спецтехникой с экипажем: для МСК 2 Ленинского АО - в сумме 106 826, 07 тыс. руб. по договору N в полном объеме; для МСК 1 Кировского АО расходы по аналогичному договору приняты частично в сумме 69 029, 66 тыс. руб.
Решением Омского областного суда от 30 августа 2022 года по делу N 3а-395/2022, вступившим в законную силу, Приказ N 410/84 признан недействующим, поскольку судом расчет затрат на транспортирование обрабатываемых ТКО признан ошибочным.
При принятии оспариваемого Приказа N 42/10 расходы регулируемой организации согласно указанным выше договорам от 15 ноября 2021 года учтены органом регулирования в полном объеме.
Как установилсуд, поскольку впервые тариф на обработку ТКО для потребителей ООО "Магнит" установлен с 1 апреля 2020 года, в рамках рассмотрения тарифной заявки в 2021 году у Общества отсутствовала предусмотренная пунктом 18 Основ ценообразования информация о фактических объемах образования твердых коммунальных отходов за последний отчетный год, а также о динамике образования отходов за последние 3 года.
При таких обстоятельствах масса твердых коммунальных отходов подлежала определению исходя из данных территориальной схемы.
На дату принятия приказа N 410/84 действовала территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 года N 39 в редакции от 10 сентября 2021 года (далее - Территориальная схема), в которой в приложении N 24 "Расширенный баланс количественных характеристик твердых коммунальных отходов, целевые показатели ТКО" содержались следующие показатели массы обработанных ТКО: на 2022 год - 372 тыс. тонн, на 2023 год - 855 тыс. тонн, на 2024 год - 863 тыс. тонн.
Судом также установлено, что в 2022 году РЭК Омской области принят приказ от 28 ноября 2022 года N 518/67 "О корректировке на 2023 год предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО "Магнит", установленного на долгосрочный период регулирования", в котором масса обрабатываемых твердых бытовых отходов с учетом крупногабаритных отходов на 2022 и 2023 годы принята в размере 372 тыс. тонн согласно приложению N 24 "Расширенный баланс количественных характеристик твердых коммунальных отходов, целевые показатели ТКО" к Территориальной схеме в редакции от 19 августа 2022 года; на 2024 год планируемая масса обработанных ТКО оставлена без изменений. Данные показатели включены в утвержденную приказом производственную программу.
На дату принятия оспариваемого приказа N 42/10 в территориальной схеме содержался показатель обработанных ТКО на 2022-2024 годы - 372 тыс. тонн, что сторонами не оспаривалось.
Проанализировав экспертное заключение и договоры, заключенные региональным оператором с "данные изъяты" от 15 ноября 2021 года N и N, суд установил, что денежные средства в НВВ заложены тарифным органом в общей сумме 214 613 779 руб. из расчета объема обрабатываемых ТКО в общем размере 356, 235 тыс. тонн.
Указанное несоответствие показателей объема ТКО и финансовых потребностей на его обработку (объем обрабатываемых отходов на 2022 и 2023 годы принят в размере 372 000 тонн, тогда как стоимость оказания комплекса услуг транспортными средствами и/или специальной техникой рассчитана применительно к объему 356 235, 35 тонн), как верно указал суд, приводит к занижению тарифа на обработку 1 тонны ТКО, влияет на правильность формирования базового уровня операционных расходов, определения на долгосрочный период регулирования тарифа на обработку и объема финансовых потребностей, необходимого для реализации производственной программы, тем самым нарушаются права административного истца на установление оспариваемого тарифа в экономически обоснованном размере, при том что 2022 год является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого приказа недействующим с момента принятия в части пункта 1, пункта 4 приложения N 1 к приказу "Производственная программа Общества с ограниченной ответственностью "Магнит" в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2022-2024 годы", приложения N 2 к приказу "Долгосрочные параметры регулирования на 2022-2024 годы Общества с ограниченной ответственностью "Магнит" для установления предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов с применением метода индексации" в части базового уровня операционных расходов.
Судебная коллегия находит данные выводы суда верными, соответствующими нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Суд также правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в части признания недействующим пункта 3.3 приложения N 1, которым объем обрабатываемых ТКО на 2024 год установлен в размере 356, 235 тыс. тонн, что подробно мотивировал в судебном акте. Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Судом первой инстанции дана оценка доводам административного ответчика, повторяющимся в апелляционной жалобе, о том, что фактически сложившийся объем обрабатываемых ТКО меньше планируемого, об отсутствии у органа регулирования правовых оснований для перерасчета стоимости услуг по договорам, которые обоснованно признаны несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, по существу повторяют позицию в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.