Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Алексиной М.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу административного ответчика правительства Республики Бурятия на определение Верховного суда Республики Бурятия от 20 октября 2023 года об оставлении без удовлетворения заявления об отсрочке исполнения решения суда по административному делу N 3а-62/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Бурятия об оспаривании нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с административным исковым заявлением к правительству Республики Бурятия, в котором с учетом уточнений просил признать недействующими постановление правительства Республики Бурятия от 20 мая 2020 года N 285 "О внесении изменений в постановление правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 года N 502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия" (далее - Постановление N 285) и постановление правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 года N 733 "О внесении изменений в постановление правительства Республики Бурятия от 16 октября 2017 года N 502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия" (далее - Постановление N 733), а также возложить на административного ответчика обязанность принять оспоренные нормативы в срок до 31 декабря 2022 года.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Постановление N 285 и Постановление N 733, на правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в срок до 31 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года решение Верховного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года изменено: из его мотивировочной части исключены выводы о том, что ненаправление правительством Республики Бурятия при внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов обращения, содержащего сведения о нормативах, подлежащих корректировке, сведений о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, не повлекло нарушение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов ввиду рекомендательного характера результатов экспертизы российского экологического оператора.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 12 января 2023 года административному ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения Верховного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года до 01 апреля 2023 года.
28 марта 2023 года правительство Республики Бурятия повторно обратилось с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения до 01 июля 2023 года.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда от 28 июня 2023 года, в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано.
Ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия обратился с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения решения суда, указав, что постановлением правительства Республики Бурятия от 23 августа 2023 года N 489 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия в отношении отдельных категорий объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы" утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов, в то время как нормативные акты, которые суд признал недействующими, утверждали постоянные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2023 года указанное заявление оставлено без удовлетворения.
16 октября 2023 года правительство Республики Бурятия вновь обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Верховного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года до 01 мая 2024 года, ссылаясь на то, что в настоящее время нормативный правовой акт находится на доработке, поэтому исполнение решения суда затруднительно. Кроме того, работа по согласованию продолжается, административным ответчиком принимались исчерпывающие меры по исполнению судебного акта, однако, ввиду процедурных особенностей согласования, исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 20 октября 2023 года заявление правительства Республики Бурятия об отсрочке исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе административный ответчик просит указанное определение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда в полном объеме. Считает, что суд незаконно отказал в предоставлении отсрочки, поскольку решение суда не может быть исполнено в связи с тем, что нормативный правовой акт об утверждении нормативов находится на доработке. При этом правительством Республики Бурятия принимались исчерпывающие меры по исполнению судебного акта, но ввиду процедурных особенностей согласования нормативного правового акта, исполнить его в установленный срок не представляется возможным.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции может быть осуществлено по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Исследовав административное дело N 3а-62/2021, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Судом первой инстанции установлено, что 01 сентября 2021 года министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заключен государственный контракт N на выполнение работы по проведению замеров накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия. Результатом работ являлось определение нормативов твердых коммунальных отходов для последующего принятия соответствующего нормативного правового акта взамен нормативных актов, признанных решением Верховного суда Республики Бурятия недействующими.
Контракт исполнен в полном объеме, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ N работы приняты министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия 16 сентября 2022 года.
Из заявления правительства Республики Бурятия следует, что решение суда не может быть исполнено, поскольку нормативный правовой акт об утверждении нормативов накопления находится на доработке, работа по согласованию продолжается.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, республиканский суд исходил из того, что административным ответчиком каких-либо доказательств невозможности исполнения решения суда не представлено, обстоятельства, приведенные должником в обоснование необходимости отсрочки исполнения судебного акта, затрагивают вопросы организационного характера и не являются исключительными, дающими основание отсрочить исполнение решения суда до 01 мая 2024 года.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данный вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и основан на правильном применении норм процессуального права.
Так, судебный акт был принят 09 сентября 2021 года и содержал срок для его исполнения административным ответчиком до 31 декабря 2022 года, то есть длительность процедуры принятия нормативного правового акта была учтена.
Верховным судом Республики Бурятия определением от 12 января 2023 года правительству Республики Бурятия предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 апреля 2023 года, однако в указанный период решение суда по-прежнему не исполнено.
25 апреля 2023 года судом первой инстанции в повторном заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда было отказано, поскольку необходимость согласования нормативного правового акта с органами, с учетом срока, истекшего с даты принятия судебного акта и вступления его в законную силу, в качестве обстоятельства, влекущего безусловную необходимость предоставления отсрочки исполнения судебного акта, рассматриваться не может. Между тем, у административного ответчика имелось достаточно времени на исполнение решения суда, а предоставление отсрочки нарушит право на его исполнение в разумный срок и не приведет к установлению баланса прав и законных интересов сторон административно-правового спора.
Доводы частной жалобы о том, что решение суда не может быть исполнено из-за нахождения нормативного правового акта об утверждении нормативов на доработке, а правительством Республики Бурятия принимались исчерпывающие меры по исполнению судебного акта, но ввиду процедурных особенностей согласования нормативного правового акта исполнить его в установленный срок не представляется возможным, подлежат отклонению. Административным ответчиком, учитывая, что решение суда вступило в законную силу 17 февраля 2022 года, не представлено доказательств осуществления действенных мер, направленных на его исполнение.
Приведенные в частной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения заявления судом первой инстанции, которым была дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает обжалуемое определение законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 315-316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного суда Республики Бурятия от 20 октября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу правительства Республики Бурятия - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.В. Алексина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.