Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Репиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Кисляковой Татьяны Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 сентября 2023 года, вынесенное по административному делу N 2а-0602/2022 по административному иску Борисовой В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, отмене ареста.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения представителя Борисовой В.В. по доверенности Фоминой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисова В.В. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований ФИО2 ссылалась на то, что ей принадлежит на праве 54/100 доли жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 через доверенное лицо ФИО6 обратилась в Управление Росреестра по "адрес" с заявлением об отмене регистрации ареста на указанные выше объекты недвижимости, ссылаясь на то, что определение Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное якобы в рамках уголовного дела, является подложным.
ДД.ММ.ГГГГ N КУБ Д-001 / N Управлением Росреестра по "адрес" приостановлена государственная регистрация прав по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с не представлением документов для погашения регистрационной записи об аресте, наложенном определением Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в государственной регистрации прав в связи с не предоставлением документов о снятии ареста.
Решением Кунцевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ названное решение районного суда отменено с вынесением нового решения об удовлетворении требований ФИО2
Суд апелляционной инстанции постановилрешение, которым:
признал незаконным уведомление ФИО2 о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ;
обязал Управление Росреестра по "адрес" исключить запись в ЕГРН об аресте, внесенную на основании определения Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в отношении принадлежащей ФИО2 доли жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу "адрес".
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по данному делу, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным установлением обстоятельств дела.
Заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции сделан не правильный вывод о том, что предметом заявления ФИО2 являлось не отмена ареста, а незаконность внесения государственным регистратором в ЕГРН сведений об аресте на основании подложного определения Красногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению автора жалобы, апелляционной инстанцией не было учтено, что обстоятельства представления на государственную регистрацию подложного акта о наложении ареста на имущество должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, а ФИО2 выбрала неверный способ защиты права.
Кроме того, она утверждает, что арест на долю дома, принадлежащего ФИО2 был наложен на основании определения Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, а не от ДД.ММ.ГГГГ, как это указал суд апелляционной инстанции в своем определении, а в отношении 54/100 доли земельного участка, принадлежащих ФИО2, какие-либо ограничения прав вообще не зарегистрированы.
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО9 в судебном заседании кассационной инстанции просила жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены состоявшегося по делу определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
Данные положения Конституции Российской Федерации нашли отражение и в статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса).
Производство по указанной категории дел урегулировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
Как определено в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений).
В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями установлено, что ФИО2 принадлежит на праве 54/100 доли жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО6 обратилась в Управление Росреестра по "адрес" с заявлением о об отмене регистрации ареста на указанные выше объекты недвижимости, ссылаясь на то, что данный арест был наложен на основании определения Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное якобы в рамках уголовного дела, которое является подложным.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по "адрес" приостановлена государственная регистрация прав в отношении принадлежащей ФИО2 объектов недвижимого имущества в связи с не представлением документов для погашения регистрационной записи об аресте, наложенном определением Красногорского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в государственной регистрации прав в связи с не предоставлением документов о снятии ареста.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО2 в суд с административным иском о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, отмене ареста
Отказывая ФИО2 в удовлетворении данного административного искового заявления районный суд согласился с утверждением представителя Управления Росреестра по "адрес", который исходил из того, что ФИО2 при оспаривании действий по государственной регистрации ареста, наложенного определением Красногорского городского суда "адрес", должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что суд отменил свой арест.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда с таким выводом суда первой инстанции не согласилась, решение районного суда отменила с вынесением нового решения об удовлетворении требований ФИО2
При этом апелляционная инстанции указала на неправильное применение государственным регистратором и районным судом норм права, т.к. предметом заявления ФИО7 в Управление Росреестра по "адрес" являлось не отмена ареста, наложенного в рамках уголовного дела, а незаконность внесения государственным регистратором в ЕГРН сведений об аресте на основании подложного определения Красногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
В подтверждение своего заявления ФИО7 представила:
ответ Красногорского городского суда "адрес", из которого следует, что такое уголовное дело в суд не поступало и ходатайств о наложении ареста данным судом в отношении ФИО7 не возбуждалось;
аналогичный ответ Красногорской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ;
справку ГУ МВД России по "адрес" об отсутствии факта уголовного преследования в отношении ФИО7
В нарушение требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации названные доказательству судом первой инстанции надлежащим образом оценены не были, обстоятельства дела определены не верно, что привело к не правильному применению норм права.
По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемые действия Управления Росреестра по "адрес" и решение районного суда не учитывали характер обращения ФИО2, т.к. оно не было связано с порядком отмены ареста, наложенного в рамках уголовного дела.
ФИО2 утверждала о подложности определения Красногорского городского суда "адрес", которое было использовано административным ответчиком как основание для внесения в ЕГРН записи об аресте принадлежащего ФИО2 недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 названного Закона документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3-10, 12 - 13.4, 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Внесение этих сведений применительно к пункту 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является государственной регистрацией права, которая может быть оспорена согласно пункта 6 той же статьи только в судебном порядке.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что административный ответчик не разъяснил ФИО2 порядок оспаривания государственной регистрации ареста и в отсутствие на то правовых оснований приостановил совершение регистрационных действий, о чем уведомило ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, а затем отказал в государственной регистрации права.
В связи с тем, что административным ответчиком в судебном заседании не было представлено доказательств, подтверждающих законность внесения в ЕГРН сведений об аресте недвижимого имущества, принадлежащего ФИО2, которая нарушает ее права, суд апелляционной инстанции обосновано постановилрешение, обязывающее Управление Росреестра по "адрес" исключить запись в ЕГРН о таком аресте.
Доводы жалобы о том, что в решении суда апелляционной инстанции неверно указана дата определения Красногорского городского суда, не могут повлечь отмену данного судебного акта.
Из содержания выписки из ЕГРН следует, что одна из дат выдачи определения Красногорского городского суда "адрес", указанная в нем, соответствует той, что указал суд апелляционной инстанции в своем решении: ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Само определение Красногорского городского суда административным ответчиком не представлено и по сообщению председателя Красногорского городского суда "адрес" этим судом не выносилось.
Вопреки доводам жалобы сведения о наложении ареста и на земельный участок, принадлежащий ФИО2, в выписке из ЕГРН также имеются (л.д. 20).
Доказательств, подтверждающих то, что сведения об аресте объектов недвижимости, принадлежащих ФИО7, в ЕГРН были внесены на законных основаниях, административным ответчиком не представлено, что повлекло вынесение судом апелляционной инстанции решения об удовлетворении административного искового заявления.
Несогласие административного истца с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Нарушений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке собранных по делу доказательств судом апелляционной инстанции не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
С учетом изложенного, принятые по данному делу судебный акт следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.