Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Корпачевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
административного ответчика Администрации Антроповского муниципального района Костромской области на решение Галичского районного суда Костромской области от 17 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 21 июня 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-0095/2023 по административному иску прокурора Антроповского района Костромской области, к администрации Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К. о законности обжалуемых судебных актов, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением.
С учетом уточнения заявленных требований, сделанного в ходе рассмотрения административного дела, прокурор просил возложить на администрацию обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить контейнерные площадки для накопления ТКО в населенных пунктах "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, выразившиеся в том, что названные населенные пункты Антроповского муниципального района в нарушение части 2 и 3 статьи 8, часть 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, пункта10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, пункта 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) не оборудованы контейнерными площадками для накопления ТКО.
Решением Галичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление удовлетворено.
Суд постановил:
возложить на администрацию Антроповского муниципального района "адрес" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 в "адрес", расположенных на территории Просекского сельского поселения Антроповского муниципального района "адрес".
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), глава Администрации Антроповского муниципального района "адрес" ФИО4 ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных по данному делу в связи с нарушением норм материального права и процессуального права.
Заявитель полагает, что "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями "адрес" вопросов местного значения" полномочия по установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в указанных выше населенных пунктах отнесено к ведению сельских поселений "адрес".
Она указывает на то, что вступившим в законную силу решением Галичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном по делу N, такая обязанность уже возложена на Антроповское сельское поселение "адрес".
По ее мнению, установка установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в тех населенных пунктах, которые были указаны прокурором в административном исковом заявлении будет противоречить региональным нормативам градостроительного проектирования "адрес" в виду того, что "адрес" и Першино являются нежилыми, в "адрес" проживают два жителя, а в "адрес" - один житель.
Проезд в эти деревни организован только по грунтовым дорогам. Поскольку масса мусоровоза составляет более 11 тонн, то его проезд к данным населенным пунктам будет невозможен.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драев Т.К. в судебном заседании суда кассационной инстанции полагала, что судебные акты, вынесенные по данному делу, следует оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов судебная коллегия не усматривает.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом согласно требованиям ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (статья 1).
Статья 8 данного Федерального закона определяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (часть 2).
При этом также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 3).
Судебными инстанциями установлено, что прокуратурой "адрес" проведена проверка деятельности администрации Антроповского муниципального района "адрес", в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
По результатам проверки установлено, что в деревнях "адрес" сельского поселения Антроповского муниципального района "адрес" отсутствуют контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации районный суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах следует возложить на Администрацию Антроповского муниципального района "адрес".
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы административного ответчика, с таким выводом согласился.
Отвергая доводы административного ответчика о том, что у него отсутствуют полномочия по установке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах, судебными инстанциями правильно указано в судебных актах о том, что в статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского и сельского поселений.
Вопрос участия сельских поселений в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесён данным законом к вопросам местного значения поселения, но в тоже время законом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может быть закреплен, в том числе указанный вопрос (пункт 18 части 1, часть 3).
Согласно статье "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 38-6-3KO "О закреплении за сельскими поселениями "адрес" вопросов местного значения" за сельскими поселениями "адрес" закреплён, в том числе вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ (участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов).
Уставом Антроповского муниципального района "адрес", принятым решением Собрания депутатов Антроповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, отнесено к вопросам местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 16 части 1 статьи 7).
Уставом муниципального образования Просекское сельское поселение Антроповского муниципального района "адрес", принятым решением Совета депутатов Просекского сельского поселения Антроповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено отнесение к вопросам местного значения сельского поселения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 15 части 1 статьи 7).
Судебными инстанциями при разрешении данного административного спора учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П, где он указал, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Судами также учтено, что приведё ФИО1 положения "адрес" и Устава сельского поселения закрепляют за сельским поселением лишь участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО, не определяя при этом никаких конкретных полномочий органов местного самоуправления сельского поселения и, тем самым, не предполагая возложение на органы местного самоуправления сельских поселений обязанностей по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
В тоже время Федеральный закон N 89-ФЗ содержит конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, и прямо указывает на обязанность этих органов по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Иные доводы жалобы, в том числе о невозможности проезда к населенным пунктам, перечисленным прокурором в административном исковом заявлении, а также об отсутствии в них проживающих там граждан, доказательствами не подтверждены и судебными инстанциями отклонены.
Несогласие административного истца с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные постановления следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Галичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а кассационную жалобу главы Администрации Антроповского муниципального района "адрес" ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.