Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 октября 2010 г. по делу N А09-1817/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2011 г. N ВАС-1401/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: З.Г.И. - ведущий юрисконсульта (доверенность от 12.08.2009 N НЮ-3-15/459) от ответчика: Н.А.Г. - представитель от 03.11.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ф" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2010 года по делу N А09-1817/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Р", в лице Брянского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "Р", г. Брянск (далее - ОАО "Р") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ф", г. Брянск, о взыскании 281 707 руб. 42 коп. задолженности за услуги, оказанные по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46 за период с ноября 2009 г. по февраль 2010 года.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2010 с ООО "Ф" в пользу ОАО "Р", г. Москва, в лице Брянского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "Р" взыскано 281 707 руб. 42 коп. долга.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не соглашаясь с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Ф" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.06.2010 и принять новое решение об отказе в иске.
Заявитель жалобы считает, что правоотношения сторон в части оказания услуги по предоставлению контрагенту возможности пользования железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "Р", регулируются нормами главы 39 "Возмездное оказание услуг". Следовательно, в силу п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик имеет право отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Ссылаясь на то, что письмом N 28 от 10.11.2009 г. ответчик уведомил истца об отказе от исполнения договора в части второго предложения первого абзаца пункта "а" параграфа 16 и предложил расторгнуть договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46 в полном объеме с 09.11.2009 года, заявитель считает договор расторгнутым.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Р" (перевозчик) и ОАО по МТС "Ф" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46, в соответствии с условиями которого, перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ОАО "А" через стрелку N 5, обслуживаемого локомотивом перевозчика (параграф 1 договора).
Параграфом 27 договора предусмотрено, что договор заключен на срок три года с 15.03.2008 г. по 14.03.2011 г.
Дополнительным соглашением N 1 от 19.07.2009 в связи с реорганизацией ОАО по МТС "Ф" в виде преобразования в ООО "Ф" стороны внесли изменения в договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46.
Кроме того, внесены изменения в параграф 16 абзацы а, б, в договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46.
Ссылаясь на то, что истцом надлежащим образом исполнялись обязательства по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, а ответчиком обязательства по оплате сбора за подачу и уборку вагонов в части сбора за пользование железнодорожным путем не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом "а" параграфа 16 договора предусмотрено, что контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 11 часть 2 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации" за каждый выход локомотива. Сбор за пользование железнодорожным подъездным путем за 457 м по ставкам таблицы 11 часть 2 Тарифного руководства N 3.
Из параграфа 17 договора следует, что сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным карточкам на расчетный счет ОАО "Р" - Брянского технологического центра по обработке перевозочных документов (ТезПД) Московской железной дороги - филиала ОАО "Р".
Арбитражным судом установлено, что дополнительным соглашением N 1 от 19.07.2009 стороны внесли изменения в абзацы а, б, в параграфа 16, из которых следует, что сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 11 часть Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте РФ", за каждый выход локомотива. Сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке выгонов за 1077 м по ставкам таблицы 11 часть 2 Тарифного руководства N 3.
Согласно статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п. ), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Тарифного руководства N 3 установлено, что предусмотренные статьями 23, 24, 28, 32, 37, 43, 47, 59, 60, 81 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов), применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.
Таким образом, обязательства по оплате сбора за подачу и уборку вагонов, согласованные сторонами в п. а параграфа 16 договора, в редакции дополнительного соглашения, соответствуют условиям Тарифного руководства N 3.
В соответствии с п. 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
В силу п. 2.7.2 указанного руководства выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.
Как следует из материалов дела, сторонами выбран второй вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, который состоит из двух частей: сбора за каждый выход локомотива и сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Согласно п. 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Кроме того, в соответствии с п. 2.7.13 Тарифного руководства N 3 при применении таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака "Граница железнодорожного подъездного пути", начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.
Согласно части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 при наличии развернутой длины подъездного пути от 1 км. до 2 км. сбор за пользование подъездным путем составляет 721 руб. 10 коп. в сутки.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 116- т/1 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" установлен коэффициент к базовым ставкам сборов Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" за пользование железнодорожным подъездным путем с 01.07.09 г. - 2,637.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 г. N 368-Т/6 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" установлен коэффициент к базовым ставкам сборов Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" за пользование железнодорожным подъездным путем с 01.01.10 г. - 2,885.
Из материалов усматривается, что расчет платы за пользование железнодорожным путем за период с ноября 2009 г. по февраль 2010 г. истцом составлен с применением коэффициентов 2,637 за период с 01.11.2009 г. по 31.12.2009 г. и 2,885 за период с 01.01.2010 г. по 28.02.2010 года также с учетом части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3.
Проверив расчет истца и признав его обоснованным, суд правомерно удовлетворил требование истца о взыскании 281 707 руб. 42 коп. сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе за период с 01.11.2009 по 31.12.2009 - 136 869 руб. 97 коп. и за период с 01.01.2010 по 28.02.2010 - 144 837 руб. 45 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "Ф" направляло в адрес истца письмо N 28 от 10.11.2009 г. о его уведомлении об отказе от исполнения договора в части второго предложения первого абзаца пункта "а" параграфа 16 и предложением расторгнуть договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46 в полном объеме с 09.11.2009 года, был предметом исследования и оценки арбитражного суда и обоснованно отклонен.
Как правильно указал арбитражный суд, параграфом 23 договора предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случая предусмотренного параграфом 20 договора.
Таким образом, право на одностороннее расторжение договора из условий договора не вытекает.
Довод заявителя жалобы о том, что правоотношения участников спора вытекают, в том числе из обязательств по договору возмездного оказания услуг и договор на подачу и уборку вагонов носит смешанный характер, является необоснованным.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (статья 10) определяет, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
В соответствии со ст. 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Согласно статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Таким образом, правила Главы 39, регулирующие отношения по оказанию услуг, не могут быть применены и не распространяются на правоотношения по организации перевозки грузов, регулируемые нормами главы 40 ГК РФ.
Иных доводов заявитель кассационной жалобы не заявлял.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2010 года по делу N А09-1817/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Согласно статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Таким образом, правила Главы 39, регулирующие отношения по оказанию услуг, не могут быть применены и не распространяются на правоотношения по организации перевозки грузов, регулируемые нормами главы 40 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 октября 2010 г. по делу N А09-1817/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании