Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 ноября 2010 г. по делу N А36-777/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя Федеральной службы по Липецкой области - Л.А.А. - представителя (дов. от 28.10.2010 б/н, пост.), Ц.А.А. - представителя (дов. от 28.10.2010 б/н, пост.); от Управления антимонопольной - К.Ю.Т. - представителя (дов. от 15.02.2010 б/н, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2010 по делу N А36-777/2010, установил:
Управления дорог и транспорта Липецкой области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 09.02.2010 N 2/10.
Решением суда от 07.07.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной инстанции представитель Управления в соответствии со ст. 48 АПК РФ заявил о замене Управления дорог и транспорта Липецкой области в связи с реорганизацией, о чем представлены надлежащие доказательства, на Управление дорог Липецкой области.
Руководствуясь ст. 48 АПК РФ произвести замену Управления дорог и транспорта Липецкой области на Управление дорог Липецкой области.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей УФАС и Управления, кассационная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, распоряжением администрации Липецкой области от 16.10.2009 N 474-р утверждено Положение об Управлении дорог и транспорта Липецкой области, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что Управление дорог и транспорта Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти области в сфере дорог и транспорта.
Согласно договора от 24.11.2009 N 15, заключенного Управлением с ОАО "Л", его предметом являлось оказание услуг по организации регулярных социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной сети Липецкой области, в обязанности ОАО "Л" входило проведение отбора перевозчиков пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам в пригородном и междугороднем муниципальном сообщении на территории Липецкой области, заключение с перевозчиками соответствующих договоров на перевозки, выдача карточек допуска на подвижный состав, проведение проверок выполненной перевозчиками работы (п. 3.2.1).
Заключение договора N 15 решением УФАС от 09.02.2010 N 2/10 было расценено как нарушение Управлением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в наделении ОАО "Л" функциями и правами исполнительного органа государственной власти Липецкой области в сфере дорог и транспорта по организации регулярных социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети Липецкой области.
На основании этого решения УФАС 09.02.2010 выдало предписание N 2/10, согласно которому Управлению предписывалось прекратить нарушение ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ и совершить действия по обеспечению конкуренции: до 10 марта 2010 года принять меры к расторжению договора от 24.11.2009 N 15, заключенного с ОАО "Л" на оказание услуг по организации регулярных социально значимых перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Липецкой области.
Считая, что решение от 09.02.2010 N 2/2010 и выданное на его основании предписание от 09.02.2010 N 2/10 приняты антимонопольным органом необоснованно, Управление оспорило их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что переданные Управлением в рамках договора N 15 акционерному обществу полномочия, предусмотренные п.п. 3.2-3.2.9, носят административно-хозяйственный характер, не предполагающие реализацию каких-либо властных полномочий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что исключает применение к рассматриваемым отношениям положений ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 135-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ).
Частью 1 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15-1 Устава Липецкой области, принятого постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27.03.03 N 222-пс, к полномочиям органов государственной власти области отнесено решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Закон Липецкой области от 22.12.2004 N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области" регулирует правоотношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, городским электрическим, железнодорожным и воздушным пассажирским транспортом общего пользования в Липецкой области, регламентирует порядок и условия осуществления пассажирских перевозок с целью обеспечения их безопасности, полного и качественного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.
Настоящий Закон определяет порядок финансирования расходов, связанных с перевозкой пассажиров автомобильным, городским электрическим, железнодорожным (в пригородном сообщении), воздушным пассажирским транспортом общего пользования, содержанием и развитием находящихся в областной собственности аэропортов.
Согласно ч. 1 ст. 4 данного закона организация транспортного обслуживания населения автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования осуществляется исполнительным органом государственной власти области в сфере транспорта, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Распоряжением Администрации Липецкой области от 16.10.2009 N 474-р "Об утверждении Положения об управлении дорог и транспорта Липецкой области" установлено, что Управление дорог и транспорта Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти области в сфере дорог и транспорта.
Согласно ст. 6.1 Закона Липецкой области от 22 декабря 2004 N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области", Положения об управлении дорог и транспорта Липецкой области, Управление осуществляет функции по организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении и воздушным транспортом общего пользования в соответствии с действующим законодательством, в том числе осуществляет: формирование и использование маршрутной сети в соответствии с компетенцией; ведение реестра маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с компетенцией; контроль за работой пассажирского транспорта общего пользования в пределах своей компетенции; формирование совместно с органами местного самоуправления общего реестра базовых предприятий автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования по области; выполнение функций заказчика и организатора перевозок пассажирским транспортом общего пользования в соответствии с компетенцией; ведение реестра перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, в соответствии с компетенцией; установление в соответствии с действующим законодательством предельного количества транспортных средств, осуществляющих перевозки на маршрутах, в пределах своей компетенции; утверждение паспортов регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования, выдача карточек допуска в пределах своей компетенции; согласование расписания движения транспортных средств по регулярным маршрутам в пределах своей компетенции; координация мероприятий по внедрению системы контроля за работой подвижного состава на маршрутах автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования; организация обследования действующих и вновь открываемых регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования в пределах своей компетенции; рассмотрение и принятие решений по обращениям граждан, связанным с транспортным обслуживанием; определение и обеспечение потребности населения в перевозках пассажирским транспортом общего пользования, установление порядка и условий допуска перевозчиков к выполнению перевозок пассажирским транспортом общего пользования; осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодательством организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) закреплена непосредственно за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключив договор на оказание услуг по организации регулярных социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети Липецкой области, наделив коммерческую организацию ОАО "Л" функциями и правами Управления, которое является отраслевым исполнительным органом государственной власти области в сфере дорог и транспорта, дало возможность ОАО "Л" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети Липецкой области на существующем рынке, что свидетельствует о нарушении Управлением требований ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2010 по делу N А36-777/2010 отменить.
Отказать Управлению дорог Липецкой области в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 09.02.2010 N 2/10.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6.1 Закона Липецкой области от 22 декабря 2004 N 149-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования в Липецкой области", Положения об управлении дорог и транспорта Липецкой области, Управление осуществляет функции по организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении и воздушным транспортом общего пользования в соответствии с действующим законодательством, в том числе осуществляет: формирование и использование маршрутной сети в соответствии с компетенцией; ведение реестра маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с компетенцией; контроль за работой пассажирского транспорта общего пользования в пределах своей компетенции; формирование совместно с органами местного самоуправления общего реестра базовых предприятий автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования по области; выполнение функций заказчика и организатора перевозок пассажирским транспортом общего пользования в соответствии с компетенцией; ведение реестра перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, в соответствии с компетенцией; установление в соответствии с действующим законодательством предельного количества транспортных средств, осуществляющих перевозки на маршрутах, в пределах своей компетенции; утверждение паспортов регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования, выдача карточек допуска в пределах своей компетенции; согласование расписания движения транспортных средств по регулярным маршрутам в пределах своей компетенции; координация мероприятий по внедрению системы контроля за работой подвижного состава на маршрутах автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования; организация обследования действующих и вновь открываемых регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта общего пользования в пределах своей компетенции; рассмотрение и принятие решений по обращениям граждан, связанным с транспортным обслуживанием; определение и обеспечение потребности населения в перевозках пассажирским транспортом общего пользования, установление порядка и условий допуска перевозчиков к выполнению перевозок пассажирским транспортом общего пользования; осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством в сфере организации транспортного обслуживания населения.
...
Заключив договор на оказание услуг по организации регулярных социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети Липецкой области, наделив коммерческую организацию ОАО "Л" функциями и правами Управления, которое является отраслевым исполнительным органом государственной власти области в сфере дорог и транспорта, дало возможность ОАО "Л" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети Липецкой области на существующем рынке, что свидетельствует о нарушении Управлением требований ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2010 г. по делу N А36-777/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании