Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 ноября 2010 г. по делу N А48-5771/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от налогового органа М.Т.Ю. - специалиста 2 разряда юрид. отдела (дов. от 01.10.2010 N 07-07/07659),
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А48-5771/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Х" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Орловской области, выразившемся в невозмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 453 843 руб. и об устранении в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Х" путем обязания налогового органа возместить указанную сумму НДС путем перечисления на расчетный счет общества в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 решение суда отменено в части признания незаконным бездействия межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Орловской области, выразившемся в невозмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 453 843 руб., в удовлетворении требования ОАО "Х" о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Орловской области, выразившемся в невозмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 453 843 руб., отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Орловской области просит решение и постановление судов в части, обязывающей налоговую инспекцию возместить НДС в сумме 1 453 843 руб., отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя налогового органа, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 03.06.2009 ОАО "Х" обратилось в межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Воронежской области, в которой состояло на налоговом учете в период с 27.10.2008 по 17.09.2009, с заявлением N 717/09 о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость за 1, 2 кварталы 2008 года в общей сумме 3 085 710 руб. 29 коп. путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества.
С учетом решений межрайонной инспекции ФНС N 1 по Воронежской области о зачете от 13.05.2009 N 3936, N 3937, N 3938, N 3939, N 3940, N 3941, N 3942, N 3943, N 3944, от 12.08.2009 N 6737, N 6738, N 6739, N 6740, N 6741, N 6742, N 6743, N 6744, N 6745, N 6746, N 6747, N 6748, решения межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Орловской области о зачете от 25.09.2008 N 136, а также с учетом начисленного к уплате по декларации за 3 квартал 2008 года налога на добавленную стоимость, у ОАО "Х" сложилась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 453 843 руб. 18 коп.
Поскольку сумма 1 453 843 руб. 18 коп. не была возмещена обществу ни путем зачета сумм налога, доначисленных межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Воронежской области решением по выездной налоговой проверке от 22.05.2009 N 8, ни путем возврата, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика в части, обязывающей межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Орловской области возместить НДС в сумме 1 453 843 руб., суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная пунктом 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов и сборов регламентирован статьей 78 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС РФ от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В случае изменения места налогового учета налогоплательщика для нового налогового органа как субъекта централизованной системы Федеральной налоговой службы все неисполненные обязанности, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом по прежнему месту учета, являются обязательными.
Поскольку заявление общества от 03.06.2009 N 717/09 о возврате переплаты оставлено межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Воронежской области без исполнения, выводы судов, что межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Орловской области - надлежащий территориальный налоговый орган, на который должна быть возложена обязанность совершить действия по возмещению обществу в виде возврата спорной суммы налога даже при отсутствии обращений в инспекцию по новому месту учета, суд кассационной инстанции находит правомерными.
На основании изложенного, решение и постановление судов в части обязания межрайонную инспекцию ФНС России N 7 по Орловской области возместить налог на добавленную стоимость в сумме 1 453 843 руб. путем перечисления на расчетный счет ОАО "Х" является законным и обоснованным.
Довод инспекции об отсутствии у ОАО "Х" переплаты по налогу на добавленную стоимость за 1, 2 кварталы 2008 года в сумме 1 453 843 руб. 18 коп., поскольку указанная сумма была зачтена межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Воронежской области в счет задолженности, образовавшейся в результате выездной налоговой проверки по решению от 22.05.2009 N 8, отклоняется как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Пунктами 6, 7 статьи 176 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам, при этом решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Материалы дела не содержат ни решений о проведенном зачете, ни извещений, направленных в адрес общества о проведенном зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 1 453 843 руб. в счет задолженности по решению инспекции от 22.05.2009 N 8, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А48-5771/2009 в части, обязывающей межрайонную инспекцию ФНС России N 7 по Орловской области возместить НДС в сумме 1 453 843 руб., оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 6, 7 статьи 176 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам, при этом решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Материалы дела не содержат ни решений о проведенном зачете, ни извещений, направленных в адрес общества о проведенном зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 1 453 843 руб. в счет задолженности по решению инспекции от 22.05.2009 N 8, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2010 г. по делу N А48-5771/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании