Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 ноября 2010 г. по делу N А64-631/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 февраля 2011 г. N ВАС-246/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя не явились, о месте и времени, рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от ответчика - М.М.Ю. - представителя (дов. от 15.03.2010 N 20юр-1188),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовский завод "Э" на решение от 15.04.2010 Арбитражного суда Тамбовской области и постановление от 21.07.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А64-631/2010, установил:
Верхне-Донское управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Тамбовский завод "Э" (далее - ОАО "Тамбовский завод "Э", Общество, ответчик) о взыскании недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 216 312,67 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2010 с ответчика взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 216 312,67 руб., а также госпошлина в сумме 9 326 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 решение арбитражного суда изменено, с ОАО "Тамбовский завод "Э" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7326 руб. В остальной части судебный акт по делу оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания недоимки в размере 216 312,67 руб. в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция полагает, что постановление отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбовский завод "Э" имеет лицензию от 03.08.2008 N ОТ-14-000213 (68) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Управлением проведена плановая комплексная проверка производственной деятельности Общества на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт от 21.08.2009 N 157 и вынесено предписание N 157 от 21.08.2009 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В ходе проверки представленных Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2009 года Управление пришло к выводу о необходимости применения пятикратного повышающего коэффициента в связи с отсутствием лимита (разрешение) на размещение отходов у ответчика в данный период, что послужило основанием для доначисления Обществу недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за указанные периоды в сумме 216 312,67 руб.
02.09.2009 в адрес ответчика было направлено требование N 86, которым было предложено уплатить указанную недоимку в срок до 01.11.2009.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632) устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с п. 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п. 4 "Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461), индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
По итогам рассмотрения представленных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, определенных п. 7 данных Правил, территориальные органы уполномоченного органа принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении. В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 10 Правил).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду территориальными органами уполномоченного органа, которые выдают документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 11 Правил лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, ответчик в ходе своей производственной деятельности образует отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, которые посредством сторонних организаций, имеющих соответствующие лицензии, вывозит и размещает в специально отведенных местах.
09.01.2004 ОАО "Тамбовский завод "Э" на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения были утверждены лимиты на размещение отходов. Срок действия данных лимитов закончился 09.01.2009.
В рамках указанного срока Общество ежегодно подтверждало в соответствии с действующим законодательством неизменность производственного процесса, последнее такое подтверждение с приложением Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 представлено Обществом 27.03.2008.
Поскольку новый лимит получен Обществом 09.12.2009 за N 962, суд пришел к обоснованному выводу об осуществлении Обществом деятельности в 1-2 кварталах 2009 года в отсутствие оформленного в установленном порядке документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводу жалобы о том, что 07.05.2008 ответчиком получен новый документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующий в течение срока действия лицензии N ОТ-14-000213 от 03.03.2008 - до 03.03.2013, дана надлежащая оценка судом.
Как установлено судом, выдача нового документа 07.05.2008 обусловлена заменой бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов в связи с утверждением новой формы документа Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов".
Согласно п. 11.4 указанного Административного регламента конечным результатом административной процедуры по переоформлению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является выдача документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленного в соответствии с пунктом 10.3 настоящего Регламента, с присвоением того же регистрационного номера (с добавлением соответствующей литеры П) и с указанием того же срока действия, которые были указаны в переоформляемом документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 07.05.2008 содержит указание на регистрационный номер - 4; дату регистрации документа об утверждении нормативов образования отходов - 09.01.2004, установленный срок действия лимита - по 09.01.2009, то есть все реквизиты прежних лимитов от 09.01.2004 года N 4.
Кроме того, судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был направлен Обществом в адрес Управления письмом от 14.04.2009, при этом данный проект неоднократно дорабатывался и повторно был представлен с пакетом необходимых документов письмом от 09.11.2009 N 30-3807, по итогам рассмотрения которого Управлением были утверждены новые лимиты 09.12.2009, о чем заявителю было сообщено письмом от 09.12.2009 N 10-2021.
Учитывая изложенное, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных административным органом требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Постановление от 21.07.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А64-631/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, выдача нового документа 07.05.2008 обусловлена заменой бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов в связи с утверждением новой формы документа Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов".
Согласно п. 11.4 указанного Административного регламента конечным результатом административной процедуры по переоформлению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является выдача документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленного в соответствии с пунктом 10.3 настоящего Регламента, с присвоением того же регистрационного номера (с добавлением соответствующей литеры П) и с указанием того же срока действия, которые были указаны в переоформляемом документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2010 г. по делу N А64-631/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании