Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 октября 2005 г. N 8
По итогам обсуждения вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении арбитражных дел, руководствуясь статьями 28 и 29 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Президиум Федерального арбитражного суда Центрального округа, постановил дать следующие рекомендации:
1 Вопрос: применяются ли последствия, установленные абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении должника к ответственности, в порядке статей 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при взыскании пени, исчисленной в соответствии со ст. 77 НК РФ?
Ответ: Абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено такое последствие открытия в отношении должника конкурсного производства, как прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Поскольку указанные финансовые санкции имеют компенсационный характер, положения вышеназванной нормы права не применяются в отношении штрафов за совершение налоговых правонарушений - непредставление налоговой декларации и неуплаты или неполной уплаты суммы налога, которые имеют иную правовую природу. При этом при решении вопроса о привлечении должника к ответственности, установленной ст. 122 НК РФ, арбитражному суду необходимо учитывать наличие, либо отсутствие вины должника в неуплате или неполной уплате суммы налога.
Производимое налоговым органом начисление пеней на сумму задолженности, образовавшейся с момента открытия конкурсного производства в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является неправомерным.
2 Вопрос: В случае открытия конкурсного производства, подлежит ли прекращению исполнительное производство по имущественным требованиям, относящимся к конкурсной массе?
Ответ: Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не называет в качестве основания прекращения исполнительного производства открытие в отношении должника конкурсного производства.
Между тем пунктом 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом.
В связи с изложенным с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства у судебного пристава-исполнителя имеются основания для вынесения постановления о прекращении исполнительных действий со ссылкой на пункт 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и о передаче этого производства конкурсному управляющему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Производимое налоговым органом начисление пеней на сумму задолженности, образовавшейся с момента открытия конкурсного производства в силу п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является неправомерным.
...
В связи с изложенным с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства у судебного пристава-исполнителя имеются основания для вынесения постановления о прекращении исполнительных действий со ссылкой на пункт 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и о передаче этого производства конкурсному управляющему."
Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2005 г. N 8
Документ размещен на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа: http://fasco.arbitr.ru/