Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 сентября 2009 г. по делу N А68-8906/08-665/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Д" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А68-8906/08-665/15, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам (далее - Департамент) от 22.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ.
Решением суда от 24.02.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу указанные решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 02.10.2007 Департаментом была выдана Обществу лицензия ТУЛ 80024 ТЭ на право пользования участком недр с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Новокрасивовском участке в Ефремовском районе Тульской области сроком до 21.12.2015.
Согласно Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, Обществу необходимо было:
- в срок до 01.05.2008 произвести геолого-разведочные работы, составить отчет с подсчетом запасов и представить его на госэкспертизу. После проведения госэкспертизы в месячный срок представить отчет в ФГУ "Т" и его Тульский филиал (п. 4.2);
- в срок до 15.05.2008 составить рабочий проект на разработку участка и провести его экологическую экспертизу (п. 4.3);
- ежегодно в срок до 15 января совместно со статистической отчетностью по форме N 5-гр представлять в Департамент сведения о выполнении условий пользования недрами о лицензии за прошедший год (п. 12.2).
Департаментом 22.05.2008 в адрес Общества направлено уведомление за N 23-01-15/636 о невыполнении указанных требований и о возможности досрочного прекращения лицензии в случае не устранения данных нарушений в трехмесячный срок.
Письмами от 27.05.2008 и от 30.06.2008 Общество сообщило о произведенных геолого-разведочных работах на Новокрасивовском участке, из которых следует, что запасы строительного песка отсутствуют на 80% площади горного отвода, по причине чего рабочий проект разработки данного участка будет составлен при наличии потребителя на песок. Также Общество указывало, что по данным геолого-разведочных работ составлен рабочий проект отработки Новокрасивовского участка строительных песков и выполняется работа по подготовке материалов для постановки выявленных запасов песка на баланс предприятия. В связи с большим объемом работ, выполненных геологическим предприятием, Общество просило перенести срок выполнения работ по постановке выявленных запасов недр на баланс до 31.10.2008.
Посчитав, что пользователем недр существенно нарушены условия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ, Департаментом принято решение от 22.09.2008 о досрочном прекращении ее действия.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции согласились с выводами Департамента о существенном нарушении лицензионных требований, в связи с не соблюдением Обществом сроков, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3 Условий пользования недрами. Меры по изменению этих сроков до установленной даты (01.05.2008 и 15.05.2008) последним не предпринимались. Первая информация о ходе работ на Новокрасивовском участке от Общества поступила 27.05.2008 в ответ на уведомление Департамента. Изменение условий пользования недрами было подписано только недропользователем без согласования с Департаментом. До 15.01.2008 разработку и добычу песка заявитель не осуществлял. Никаких документов, подтверждающих выполнение предписанных уведомлением N 23-01-15/636 действий, а также статистическая отчетность по форме N 5-гр Обществом в Департамент не представлялись.
Кассационная инстанция полагает, что при вынесении обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не было учтено следующее.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Следовательно, рассматривая настоящее дела, арбитражный суд не мог ограничиваться формальной констатацией факта нарушения Обществом условий лицензии без исследования существа этих нарушений и их последствий.
По смыслу законодательства, существенными условиями лицензии являются такие нарушения, которые носят неустранимый характер, препятствуют дальнейшей обработке месторождения, либо грубо нарушают интересы государства и иных лиц.
Обязанность доказать наличие таких обстоятельств в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на Департамент.
Между тем, документов, свидетельствующих о том, что допущенные Обществом нарушения носят существенный характер в деле не представлено.
Кроме того, судебными инстанциями не учтено, что согласно параграфу 17 Инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео СССР 04.11.1971 (приложение 1 к приказу Мингео СССР от 29.11.1971 N 558) (далее - Инструкция) отчетный баланс запасов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь) составляется горно-добывающими предприятиями и геолого-разведочными организациями по данным первичного геолого-маркшейдерского учета запасов, по данным подсчета запасов и годовых отчетов предприятий и геолого-разведочных организаций, а также с учетом протоколов ГКЗ СССР (ТКЗ) по утверждению запасов.
Предприятия и геолого-разведочные организации должны представлять отчетный баланс запасов полезных ископаемых в законченном виде с подведением всех итогов по объектам учета, видам запасов и по способам отработки (параграф 33 Инструкции).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации" государственная отчетность представляется по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке.
Исходя из приведенных норм, не разведанные и не поставленные в установленном порядке на баланс запасы полезных ископаемых учету не подлежат, а следовательно, по состоянию на 15.05.2008 Общество не могло представить отчетность по форме 5-гр и данное обстоятельство не могло расцениваться судебными инстанциями как нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
Кроме того, Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе МПР России.
В соответствии с указанным постановлением годовую статистическую отчетность по форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" представляют пользователи недр до 5 февраля.
Правоотношения, связанные с представлением отчетности, носят публичных характер и не могут быть изменены соглашением сторон.
Условиями пользования недрами (приложение к лицензии ТУЛ 80024ТЭ) изменены как сроки представления отчетности, так и субъекты, которым предоставляется такая отчетность.
При таких обстоятельствах выводы Департамента о нарушении недропользователем пункта 12.2 Условий пользования недрами являются необоснованными.
По остальным пунктам нарушений лицензионных требований, изложенным в уведомлении Департамента от 22.05.2008 N 23-01-15-636, в деле имеются документы, содержащие сведения об устранении Обществом в установленный срок этих нарушений.
Так в ответе на уведомление Департамента от 22.05.2008 Общество сообщило о проведении геолого-разведочных работ на Новокрасивовском участке и составлении проекта на разработку данного участка, то есть фактически представило сведения о выполнении лицензионных условий пользования недрами за прошедший год.
В материалах настоящего дела также имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности рабочего проекта разработки Новокрасивовского участка строительных песков Ефремовского района Тульской области от 16.09.2008 N 11-ПД-11369-2008. Согласно письму Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора от 24.09.2008 N 3-9/152 по Тульской области данное заключение признано соответствующим необходимым требованиям и зарегистрировано в установленном порядке.
По факту нарушения Обществом срока подсчета запасов и постановки их на баланс, установленного соглашением к лицензии об условиях пользования недрами (п. 4.2), ООО "Д" в письме от 30.06.2008 просило Департамент продлить его до 31 октября 2008 года, указав причины нарушенного срока.
К указанному письму был приложен и проект вносимых изменений в Условия пользования недрами.
Каких-либо действий на указанное обращение Департаментом совершено не было.
При таких обстоятельствах считать нарушение Обществом п. 4.2 Условий пользования недрами существенным у судебных инстанций не имелось.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения Департамента о досрочном прекращении действия лицензии на право пользования недрами.
Ввиду удовлетворения кассационной жалобы государственная пошлина по жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату Обществу из федерального бюджета, поскольку Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А68-8906/08-665/15 отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Д" удовлетворить.
Признать недействительным решение Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 22.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ.
Обязать Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам восстановить обществу с ограниченной ответственностью "Д" право пользования недрами на основании лицензии ТУЛ 80024 ТЭ.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Д" государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 21.07.2009 N 12.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из приведенных норм, не разведанные и не поставленные в установленном порядке на баланс запасы полезных ископаемых учету не подлежат, а следовательно, по состоянию на 15.05.2008 Общество не могло представить отчетность по форме 5-гр и данное обстоятельство не могло расцениваться судебными инстанциями как нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
Кроме того, Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе МПР России.
В соответствии с указанным постановлением годовую статистическую отчетность по форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" представляют пользователи недр до 5 февраля.
...
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А68-8906/08-665/15 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 сентября 2009 г. по делу N А68-8906/08-665/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании