Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 ноября 2010 г. по делу N А35-24/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя С.А.Ю. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Солнцевского района Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Роспотребнадзора по Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя С.А.Ю. на решение Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 по делу N А35-24/2010, установил:
Индивидуальный предприниматель С.А.Ю. обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными: отказа в предоставлении земельного участка и бездействия Администрации Солнцевского района Курской области по не принятию постановления об утверждении акта выбора земельного участка под строительство объекта "Станция технического обслуживания с мойкой", а также обязании уполномоченного органа принять соответствующее постановление об утверждении акта выбора земельного участка под строительство объекта "Станция технического обслуживания с мойкой".
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель С.А.Ю. 03.04.2009 обратился в Администрацию Солнцевского района Курской области с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 1 000 кв. м (0,1 га) в с. Зуевка Солнцевского района Курской области (напротив магазина "Перекресток") в аренду сроком на 11 месяцев для проектирования, строительства с последующей эксплуатацией здания технического обслуживания автомобилей.
В связи с указанным Администрация Солнцевского района приступила к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30, статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе осуществления указанных мероприятий были составлены акт выбора земельного участка под строительство здания технического обслуживания автомобилей на 2 поста от 16.04.2009, схема расположения земельного участка (выкопировка из плана землепользования колхоза "З" и план привязки здания технического обслуживания автомобилей на 2 поста).
Перечисленные документы С.А.Ю. 05.11.2009 направил вместе с заявлением в Администрацию Солнцевского района Курской области с просьбой об издании правового акта об утверждении согласованного всеми службами, в том числе и Администрацией Солнцевского района Курской области, акта выбора земельного участка под строительство объекта "Станция технического обслуживания с мойкой".
На дату подачи заявления в суд решение главой администрации Солнцевского района Курской области принято не было.
В адрес индивидуального предпринимателя Администрацией 18.11.2009 направлено письмо, в котором указывалось, что по заявлению об утверждении акта выбора земельного участка в Зуевском сельсовете будет проведен опрос населения для выяснения мнения жителей с. Зуевка.
Глава Администрации Солнцевского района Курской области 24.02.2010 издал постановление N 51 "Об отказе в размещении объекта "Станция технического обслуживания с мойкой".
Полагая, что Администрацией Солнцевского района Курской области допущено бездействие по заявлению об утверждении акта выбора земельного участка, индивидуальный предприниматель С.А.Ю. обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 статьи 31 данного Кодекса предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
При этом граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Таким образом, действующее законодательство прямо обязывает уполномоченные органы при решении вопроса о предоставлении земельных участков для строительства информировать население и других заинтересованных лиц, претендующих на предоставление испрашиваемого земельного участка.
Как установлено арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, Администрация Зуевского сельсовета Солнцевского района в соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ проинформировала население о возможном предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с указанным 15.05.2009 было проведено собрание жителей с. Зуевка, на котором присутствовало 59 человек, высказавшихся против строительства автосервиса. Указанное собрание проводилось с участием заявителя, что подтверждается протоколом схода граждан, который последний подписать отказался.
Кроме того, 05.11.2009 в Администрацию Солнцевского района Курской области поступило коллективное обращение от 41 жителя с. Зуевка о несогласии со строительством объекта в испрашиваемом месте.
Решением Собрания депутатов Зуевского сельсовета от 14.12.2009 N 102 был назначен и проведен 27.12.2009 опрос жителей ул. Д. с. Зуевка по вопросу целесообразности строительства СТО с мойкой с местом расположения на указанной улице. В данном опросе приняли участие 42 человека, которые также единогласно высказались против строительства СТО с мойкой на данном земельном участке.
По результатам проведения указанных процедур 15.02.2010 прошло заседание комиссии по выбору земельных участков, на котором ставился вопрос об утверждении акта выбора земельного участка под строительство "Станция технического обслуживания с мойкой"" в с. Зуевка Солнцевского района Курской области. По результатам заседания комиссии было рекомендовано Главе администрации района отказать в утверждении акта выбора.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в утверждении акта выбора земельного участка под строительство послужили следующие обстоятельства.
Изначально индивидуальный предприниматель С.А.Ю. испрашивал спорный земельный участок для строительства здания технического обслуживания автомобилей на 2 поста.
Органом местного самоуправления предписывалось заявителю согласовать с контролирующими органами акт выбора земельного участка для строительства объекта указанного назначения.
Вместе с тем, С.А.Ю. были представлены в Администрацию для утверждения акт выбора земельного участка для строительства станции технического обслуживания с мойкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства осуществляется, в том числе с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории путём проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем С.А.Ю. в установленном порядке не был согласован с контролирующими органами акт выбора земельного участка для строительства станции технического обслуживания автомобилей на 2 поста.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа органом местного самоуправления в утверждении акта выбора земельного участка (п. 2. ст. 31 ЗК РФ).
Кроме того, согласно письму от 11.01.2010 Главы Зуевского сельсовета, технические условия для подключения к сети водоснабжения предполагаемого к строительству объекта отсутствуют.
При этом заявителем не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что строительство объекта проектируется с использованием собственных источников водоснабжения.
Как следует из материалов дела, опрос жителей с. Зуевка осуществлялся на основании решения Собрания депутатов Зуевского сельсовета от 14.12.2009 N 102 для целей разработки генерального плана с. Зуевка, что соответствует требованиям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты публичных слушаний по проекту генерального плана должны учитываться органами местного самоуправления.
В силу изложенного, отказывая в утверждении акта выбора спорного земельного участка, администрация Солнцевского района правомерно учитывала решение жителей с. Зуевка по результатам публичных слушаний о невозможности строительства станции технического обслуживания с мойкой по улице Дорожной.
Кроме того, главой Администрации Солнцевского района Курской области 24.02.2010 принято постановление N 51 "Об отказе в размещении объекта "Станция технического обслуживания с мойкой".
Указанное решение органа местного самоуправления в установленном порядке недействительным не признано и не отменено.
Заявив в суд требования о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка, индивидуальный предприниматель С.А.Ю. не обжаловал постановление от 24.02.2010 N 51, которое и содержит решение об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах спора, поскольку оспариваемыми действиями органа местного самоуправления не допущено нарушений норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов заявителя, правовых оснований для удовлетворения заявленных последним в арбитражный суд требований не имелось.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 по делу N А35-24/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства осуществляется, в том числе с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории путём проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем С.А.Ю. в установленном порядке не был согласован с контролирующими органами акт выбора земельного участка для строительства станции технического обслуживания автомобилей на 2 поста.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа органом местного самоуправления в утверждении акта выбора земельного участка (п. 2. ст. 31 ЗК РФ).
...
Как следует из материалов дела, опрос жителей с. Зуевка осуществлялся на основании решения Собрания депутатов Зуевского сельсовета от 14.12.2009 N 102 для целей разработки генерального плана с. Зуевка, что соответствует требованиям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А35-24/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании