Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 ноября 2010 г. по делу N А64-3779/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - К.Д.Н. - заместителя председателя комитета (доверенность б/н от 27.09.2010); от ответчика - представитель не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2010 по делу N А64-3779/2010, установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области, с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов, о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок общей площадью 3458 кв. м., назначение: земли поселений, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. С., д. 232 Б, кадастровый номер 68:26:0000055:0284.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2010 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялась.
Ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направил. Учитывая положения ч. 3 ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.12.2009 N 2030-р было принято решение о передаче субъектам РФ федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования по перечню согласно приложению к распоряжению. Росимуществу поручено оформить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с распоряжением учреждений в собственность субъектов РФ.
Письмом Росимущества от 26.01.2010 N ЮМ-14/1447 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области поручено оформить передачу имущества.
В перечень передаваемых Тамбовской области учреждений вошло и государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 37 (ГОУ НПО ПУ N 37), расположенное по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Турмасово.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 2030-р "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования", Законом Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-3 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" и на основании постановления администрации Тамбовской области от N 119 от 11.02.2010 "О принятии в государственную собственность Тамбовской области из федеральной собственности государственных образовательных учреждений начального профессионального образования" ГОУ НПО ПУ N 37, расположенное по адресу: с. Турмасово, Мичуринский район, Тамбовская область, было принято в государственную собственность Тамбовской области.
24.03.2010 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Тамбовской области принято распоряжение N 185-р о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГОУ НПО ПУ N 37, в государственную собственность Тамбовской области.
В соответствии с указанным распоряжением имущество, являющееся федеральной собственностью и находящееся на балансе ГОУ НПО ПУ N 37, было передано в государственную собственность Тамбовской области по акту приема-передачи от 26.05.2010.
При этом земельный участок, на котором располагалось ГОУ НПО ПУ N 37, был закреплен за ним на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2006.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 133 "О переименовании, реорганизации и утверждении уставов образовательных учреждений начального профессионального образования, переданных в государственную собственность Тамбовской области" было принято решение реорганизовать принятые в государственную собственность Тамбовской области ГОУ НПО ПУ N 14 и профессиональное училище N 37 в форме слияния с созданием на их базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Т".
Ссылаясь на то, что до настоящего времени не решен вопрос о переоформлении в государственную собственность Тамбовской области земельного участка, закрепленного за ГОУ НПО ПУ N 37 на праве постоянного (бессрочного) пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
В силу п. 2 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имущество учреждения - ГОУ НПО ПУ N 37 передано в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, судом области сделан обоснованный вывод о возникновении у Тамбовской области права собственности на соответствующий земельный участок на основании закона.
Довод заявителя жалобы о том, что уполномоченный орган не давал своего согласия на безвозмездную передачу спорного земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, подлежит отклонению как несостоятельный и основанный на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2010 по делу N А64-3779/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
...
В силу п. 2 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2010 г. по делу N А64-3779/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании