Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 октября 2010 г. по делу N А14-600/2010/15/30
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 февраля 2011 г. N ВАС-17614/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества - К.В.М. - представитель, "С" доверенность N 36-02/433867, от 29.12.2009 от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области - М.Ю.Ю. - представитель, доверенность от 17.09.2010 N 288-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А14-600/2010/15/30, установил:
Открытое акционерное общество "С" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (далее - Управление Роснедвижимости), выразившихся в отказе изменить удельный показатель кадастровой стоимости земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:28:8400015:249.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 18.11.2005 N 882 на основании заявления Воронежской базы сжиженного газа - филиала ОАО "С" был утвержден проект границ земельного участка площадью 5 633 кв. м. с присвоением ему ориентира: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А-144 "К", из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенного для проектирования автомобильной газозаправочной станции.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования в придорожной полосе федеральной автодороги.
ОАО "С" 29.01.2009 в установленном порядке зарегистрировало право собственности на недвижимое имущество - автомобильную газозаправочную станцию (АГЗС), расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А-144 "К".
Постановлением Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 03.03.2009 N 325 для эксплуатации упомянутого объекта недвижимости собственнику в аренду на 49 лет был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв. м. с адресным ориентиром: Воронежская область, Семилукский район, 201 кв. (право) автодороги А-144 "К".
В связи с указанным, между Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области и ОАО "С" 04.03.2009 подписан договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в установленном порядке.
Постановлением Правительства Воронежской области от 03.08.2009 N 661 арендуемый ОАО "С" земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв. м. был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации автомобильной газозаправочной станции.
В связи с изменением категории земель арендуемого земельного участка, 22.09.2009 Управление Роснедвижимости по Воронежской области Обществу был выдан кадастровый паспорт, из которого следовало, что земельный участок отнесен к категории земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации газозаправочной станции с удельным показателем кадастровой стоимости земли 149,71 руб./кв. м., что соответствует значению удельного показателя, отнесенного к третьей группе по Семилукскому району Воронежской области (постановление Администрации Воронежской области от 27.08.2007 N 790).
Общество 01.12.2009 обратилось в Управление Роснедвижимости по Воронежской области с заявлением об изменении значения удельного показателя кадастровой стоимости земли с 3 группы (149,24 руб./кв. м.) на 5 группу (19,24 руб./ кв. м.), поскольку по мнению заявителя, предоставленный ему в аренду земельный участок расположен в придорожной полосе (5 группа), а не в полосе отвода (3 группа) автодороги федерального значения.
Управление Роснедвижимости по Воронежской области 24.12.2009 отказало в изменении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка. При этом уполномоченный орган сослался на то, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка внесены в единый кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов органов местного самоуправления - постановление Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 03.03.2009 N 325. Для изменения вида разрешенного использования заявителю предложено обратиться в орган местного самоуправления с целью внесения изменений в правоустанавливающий документ.
Не согласившись с указанным отказом, ОАО "С" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Управления Роснедвижимости.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).
Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/497 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения (далее - Методика N П/49).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Приказа Росземкадастра следует читать как "N П/49"
Согласно пункту 1.4 данной Методики, определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения включает в себя, в том числе и определение удельных показателей кадастровой стоимости земель для видов использования земель каждой группы.
В зависимости от применения методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения согласно Методике N П/49 объединяются в шесть самостоятельных групп.
В частности, третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.
К пятой группе, в том числе относятся:
- земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
- земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.
На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования", придорожные полосы установлены от полосы отвода не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода для федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
При этом земли транспорта устанавливаются независимо от категории земель, а придорожные полосы - зоны с особым режимом использования земель, предоставляются для нужд транспорта.
В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Частью 8 статьи 26 названного Закона допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности, расположен в пределах придорожной полосы федеральной автодороги А144 "К" на 201 км. (право) на земельном участке с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5 633 кв. м.
Кроме того, указанный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-12025/2008/287/22.
В кадастровым паспорте земельного участка, выданном при постановке данного земельного участка на кадастровый учет, указано его разрешенное использование - под объектом придорожного сервиса в придорожной полосе федеральной дороги.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что упомянутый выше земельный участок расположен в полосе отвода, в материалах дела не представлено.
На основании изложенного, учитывая расположение спорного земельного участка в придорожной полосе, а также установленный законодательством особый режим использования земель указанной зоны, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 36:28:84 00 015:0249, площадью 5633 кв. м. относится к пятой группе как земельный участок специального назначения, предоставленный для нужд транспорта.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
При этом ссылка Управления Роснедвижимости на то, что сведения о видах разрешенного использования спорного земельного участка внесены в единый кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов органа местного самоуправления обоснованно отклонена судебными инстанциями, поскольку полномочиями по определению и установлению кадастровой стоимости земельных участков наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению территориальными органами кадастрового учета результатов такой оценки.
При таких обстоятельствах спора, поскольку оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права ООО "С", требования последнего обоснованно удовлетворены судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А14-600/2010/15/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Частью 8 статьи 26 названного Закона допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2010 г. по делу N А14-600/2010/15/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании