Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 октября 2010 г. по делу N А68-936/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Э" - Ч.В.В. - руководителя, протокол собрания от 19.10.2009 N 13, от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от муниципального унитарного предприятия "Т" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу N А68-936/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Э" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) об отказе в размещении офисного здания по улице Пролетарской в торце жилого дома N 38 г. Тулы и обязании данного органа принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 решение суда отменено в части обязания Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом апелляционный суд обязал Департамент в двухнедельный срок осуществить подготовку проекта постановления Администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения офисного здания по ул. П. в торце жилого дома N 38 города Тулы. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Агентство недвижимости "Э" о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания, поступившего в Администрацию города Тулы, 26.02.2008 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы подготовлено градостроительное заключение N 49 о возможности и условиях подготовки акта о выборе земельного участка для строительства офисного здания по ул. Пролетарской в торце жилого дома N 38 в Пролетарском районе г. Тулы.
После согласования с УГИБДД УВД Тульской области и Управлением Роспотребнадзора по Тульской области 20.06.2008 членами комиссии был подписан акт о выборе земельного участка, согласно которого допустимо использование земельного участка согласно прилагаемой схеме земельного участка на кадастровой карте территории N @32885/22.06.2009, площадью 1055 кв. м для размещения административного здания.
Информирование населения о предполагаемом строительстве осуществлено путем публикации в газете "Тула" 11.12.2008.
Постановлением Администрации г. Тулы от 15.07.2009 N 2080 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. П. в Пролетарском районе г. Тулы" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории N @32885/22.06.2009, площадью 1 055 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тулы) по ул. П., для строительства Обществом административного здания и определен вид разрешенного использования земельного участка.
Общество 12.10.2009 обратилось в Администрацию Тульской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости - офисного здания по улице Пролетарской в торце жилого дома N 38 г. Тулы с приложением соответствующих документов.
Письмом от 16.11.2009 N 65-к-21/74/3-6540и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области отказал Обществу в предварительном согласовании места размещения объекта сославшись на то, что в состав сформированного для строительства земельного участка вошла часть земельного участка, расположенного за красными линиями, т.е. земли общего пользования, которые не подлежат приватизации согласно статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объекта. Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 данного Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" решение о предоставлении земельных участков для строительства принимает Администрация области.
При этом Положением о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (утверждено постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430) предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заинтересованное лицо), обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 18).
В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Департамент осуществляет подготовку проекта постановления администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 20).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается администрацией Тульской области (п. 21).
Как установлено судом, подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается сторонами, на основании акта о выборе земельного участка для строительства от 15.07.2009 постановлением Администрации г. Тулы от 15.07.2009 N 2080 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. П. в Пролетарском районе г. Тулы" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории N @32885/22.06.2009, площадью 1 055 кв. м по ул. П., г. Тулы испрашиваемого Обществом для строительства административного здания.
Указанный ненормативный акт принят органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке не отменен и недействительным не признан.
До принятия постановления Администрацией города Тулы от 15.07.2009 N 2080 специалистами уполномоченных органов проведен контроль результатов выбора земельного участка для строительства на предмет соответствия земельному и градостроительному законодательству.
Необходимые согласования в государственных и муниципальных органах заявителем были получены.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для принятия Департаментом решения об отказе в размещении объекта послужило то обстоятельство, что в состав сформированного для строительства земельного участка вошла часть земельного участка, расположенного за красными линиями.
По мнению органа государственной власти, земли, расположенные за красными линиями и вошедшие в состав сформированного спорного земельного участка, относятся к землям общего пользования.
После ввода объекта строительства в эксплуатацию, как считает Департамент, у ООО "Агентство недвижимости "Э" возникнет право на приватизацию всего сформированного земельного участка, в том числе и земель общего пользования.
Указанные основания отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта не основаны на законе, а поэтому оспариваемое решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обоснованно судом признано недействительным.
Из представленных в материалах дела документов - стройгенплана, эскизного проекта, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории следует, что расположение самого объекта строительства предполагается на сформированном земельном участке в пределах красных линий.
Формирование земельного участка за счет земель, расположенных за пределами красных линий, обусловлено технической необходимостью для выполнения самих строительно-монтажных работ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентируется статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами закона предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется только в аренду и на период строительства.
Как указано выше, часть земельного участка, расположенная за пределами красных линий, предполагалась к предоставлению заявителю не для расположения на нее объекта строительства, а для обеспечения проведения строительно-монтажных работ.
При этом нормы земельного и градостроительного законодательства не содержат запрета на предоставление земельного участка из земель общего пользования для указанных целей на период строительства объекта недвижимости.
Кроме того, предварительное согласование места размещения объекта и предоставление земельного участка для строительства само по себе не влечет обязанность уполномоченного органа передать данный участок для эксплуатации объекта недвижимости после окончания его строительства, так как площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В сложившейся ситуации собственник здания вправе приобрести право на земельный участок, занятый этим зданием, в общем порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, проведя работы по формированию земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе ООО "Агентство недвижимости "Э" в размещении офисного здания по ул. П., д. 38 г. Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы данного общества.
Таким образом, оспариваемый отказ правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 на Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области возложены полномочия по подготовке проектов постановлений Администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу изложенного, Департамент не праве был принимать решение об отказе заявителю в согласовании места размещения объекта, так как указанные полномочия Администрация Тульской области оставила за собой.
По этим же основаниям апелляционным судом правомерно отменено решение суда первой инстанций в части возложения на Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности по принятию решения о предварительном согласовании места размещения офисного здания по улице Пролетарской в городе Туле.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должна являться Администрация Тульской области подлежат отклонению, так как предметом спора по настоящему делу являлся отказ Департамента. Действия Администрация Тульской области заявителем не оспаривались.
Возлагая, в порядке требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, арбитражным судом учтены полномочия Департамента, установленные действующим законодательством, а следовательно, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу судебных актов в кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 07.04.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу N А68-936/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В сложившейся ситуации собственник здания вправе приобрести право на земельный участок, занятый этим зданием, в общем порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, проведя работы по формированию земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе ООО "Агентство недвижимости "Э" в размещении офисного здания по ул. П., д. 38 г. Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы данного общества.
Таким образом, оспариваемый отказ правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 на Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области возложены полномочия по подготовке проектов постановлений Администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 октября 2010 г. по делу N А68-936/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании