Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 мая 2009 г. N Ф10-1690/09 по делу N А09-6315/2008-24
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от закрытого акционерного общества "К" - Н.В.Н. - представителя, доверенность от 21.06.2008, от Администрации Выгоничского муниципального района Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Федерального государственного учреждения "З" по Брянской области - К.Н.С. - представителя, доверенность от 14.05.2009 N 4, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу - Администрации Выгоничского муниципального района Брянской области на дело N А09-6315/2008-24 решение Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А09-6315/2008-24, установил:
Закрытое акционерное общество "К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Выгоничского муниципального района Брянской области (далее - Администрация), выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 129 300 кв. м кадастровый номер 32:03:058 01 01:0001, расположенный по адресу: Брянская область, Выгоничский муниципальный район, поселок Порошино, а также об обязании Администрации предоставить данный участок в собственность за плату и направить для подписания проект договора купли-продажи с указанием его цены и других условий сделки.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 14.10.2004 N 764, договора аренды от 14.10.2004 N 101, зарегистрированного в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права серия 32 АВ N 004295), для организации подсобного сельского хозяйства Обществу предоставлен земельный участок площадью 1 129 300 кв. м кадастровый номер 32:03:058 01 01:0001, расположенный по адресу: Брянская область, Выгоничский муниципальный район, поселок Порошино.
В силу пунктов 1.2, 4.4.2 данного договора аренды участок предоставляется для организации подсобного сельского хозяйства в границах, указанных в кадастровом плане, и Общество обязано использовать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно кадастровому плану земельный участок 32:03:058 01 01:0001 относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
Общество 25.01.2008 обратилось в Администрацию с заявлением о передаче вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 22.02.2008 N 241 Администрация отказала Обществу в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что заявитель не использует спорный земельный участок более трех лет.
Кроме того, осуществляя муниципальный контроль за использованием земель, Администрацией был составлен акт проверки использования земельного участка от 04.06.2008 N 2, из которого следует, что арендатором (Обществом) не организовано подсобное сельское хозяйство и не используются более трех лет земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку при повторном обращении 30.06.2008 и 09.07.2008 с аналогичными заявлениями Администрацией вновь отказано по тем же основаниям, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции пришли к выводу о наличии предусмотренных законодательством оснований приобретения Обществом испрашиваемого земельного участка в собственность.
Доводы Администрации об отсутствии оснований для передачи в собственность указанного земельного участка в связи с неиспользованием его Обществом по прямому назначению судом отклонены за их недоказанностью.
Акт проверки использования земельного участка от 04.06.2008 N 2, в котором зафиксированы указанные обстоятельства, судом не принят в качестве доказательства в связи с нарушениями порядка проведения проверки и оформления её результатов.
Кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты приняты без исследования всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для рассмотрения спора по существу.
На основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) переданный в аренду юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 7 Закона Брянской области от 09.06.2006 N 40-3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" (далее - Закон N 40-3).
В соответствии с указанными нормами существенным условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного срока.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При этом обязанность доказывания наличия нарушенного права возлагается на заявителя.
Между тем, доказательств использования земельного участка по целевому назначению, то есть документов, подтверждающих право Общества приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность на основании п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, ч. 3 ст. 7 Закона N 40-3, в деле не представлено.
Как указано выше, земельный участок предоставлялся Обществу в аренду для организации подсобного сельского хозяйства.
Однако, выполнено ли данное требование арендатором и возникло ли у него право на приобретение в собственность земельного участка судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Доводы Администрации о неиспользовании Обществом земельного участка для организации подсобного сельского хозяйства отклонены судебными инстанциями исключительно по формальным основаниям.
Таким образом, при новом рассмотрении настоящего дела суду необходимо предложить Обществу документально подтвердить факт использования арендуемого земельного участка по назначению в установленный период времени и на основании представленных участвующим в деле лицами доказательств разрешить спор по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А09-6315/2008-24 отменить и передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При этом обязанность доказывания наличия нарушенного права возлагается на заявителя.
Между тем, доказательств использования земельного участка по целевому назначению, то есть документов, подтверждающих право Общества приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность на основании п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, ч. 3 ст. 7 Закона N 40-3, в деле не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 мая 2009 г. N Ф10-1690/09 по делу N А09-6315/2008-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании