Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 октября 2010 г. по делу N А48-3333/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Ж" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области - С.И.В. - представитель, доверенность от 26.07.2010 N 546, от индивидуального предпринимателя Д.Ю.О. - Ж.Ю.А. - представитель, доверенность от 16.03.2010, от ФГУ "О" - Ч.Н.И. - представитель, доверенность от 12.03.2009, от Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям - З.О.Д. - представитель по доверенности от 28.12.2009, выданной сроком на один год, от ОГУП "О" Орловской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Д.Ю.О. на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по делу N А48-3333/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ж" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области (правопредшественник Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, далее - Департамент), выраженного в письме от 04.05.2009 N 2973/з, и обязании данного органа предоставить в собственность заявителю земельные участки площадью 9 480,93 кв. м., с кадастровым номером 57:25:0010725:55 и площадью 1 519 кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенные по адресу: г. Орел, ул. П., 72.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2010 признано полностью незаконным обжалуемое решение Департамента. Кроме того, суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения путем предоставления в собственность ООО "Ж" земельного участка площадью кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенного по адресу: г. Орел, ул. П., 72, а также принятия мер к формированию земельного участка, снятого с кадастрового учета (кадастровый номер 57:25:0010725:59, площадью 9 480,93 кв. м.), и предоставления его в собственность заявителя.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в части обязания Департамента предоставить в собственность ООО "Ж" земельный участок площадью кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенный по адресу: г. Орел, ул. П., 72.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Ж" по договору купли-продажи от 17.04.2008 N 11 приобрело объекты недвижимости - гараж, лаборатория общей площадью 1 060,7 кв. м., ремонтно-механическая мастерская общей площадью 314,2 кв. м., гараж общей площадью 597,9 кв. м., трансформаторная подстанция общей площадью 10,9 кв м., склад общей площадью 378,5 кв. м., насосная станция общей площадью 86,8 кв. м., расположенные по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. П., 72.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 25.09.2009 по делу N А48-2554/2009 отказано в удовлетворении исковых требований Правительства Орловской области о признании недействительным (ничтожным) указанного договора купли-продажи.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 21.07.2008 по делу N А48-770/08-9 признаны недействительными пункты 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 постановления Администрации города Орла от 09.10.2007 N 2346 о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:00107:25:37 площадью 14 053,65 кв. м. на самостоятельные участки (в том числе площадью 9 480,93 кв. м. - с кадастровым номером 57:25:0010725:55, а также площадью 4 572,72 кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:56. Последний участок в дальнейшем был разделен на земельный участок площадью 1 519 кв. м. и земельный участок площадью 3054 кв. м.).
ООО "Ж", полагая, что земельные участки площадью 9 480,93 кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:55 и площадью 1 519 кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенные по адресу: г. Орел, ул. П., 72, заняты объектами недвижимости, принадлежащими Обществу, неоднократно обращалось в Департамент с заявлениями о предоставлении этих участков в собственность.
Письмом от 04.05.2009 N 2973/з Департаментом имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области отказано в предоставлении в собственность земельных участков до урегулирования в судебном порядке границ и площади земельных участков, образованных при делении земельного участка с кадастровым номером 57:25:00107:25:37.
Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции признали оспариваемый отказ Департамента незаконным в связи с тем, что основания отказа в предоставлении в собственность юридического лица земельных участков, изложенные в письме от 04.05.2009 N 2973/з, не предусмотрены земельным законодательством.
Указанные выводы судебных инстанций в кассационной инстанции не обжалуются, а следовательно, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
При этом кассационная инстанция соглашается с доводами заявителя кассационной жалобы о том, что у суда не имелось правовых оснований для принятия решения об обязании Департамента предоставить в собственность ООО "Ж" земельный участок площадью кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59 в испрашиваемых размерах и в установленных границах в связи со следующим.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, решение суда, обязывающее соответствующий орган выполнить определенные действия, не должно нарушать права и законные интересы третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "Ж" по договору купли-продажи от 17.04.2008 N 11 приобрело у ОГУП "О" недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Орел, ул. П., 72.
По указанному адресу был сформирован единый земельный участок площадью 14 053,65 кв. м. с кадастровым номером 57:25:00107:25:37, на котором располагались как объекты, приобретенные ООО "Ж", так и объекты недвижимого имущества, принадлежащие третьим лицам.
Раздел указанного земельного участка осуществлялся на основании постановления Администрации города Орла от 09.10.2007 N 2346, которое в этой части признано недействительным.
После раздела вновь сформированный земельный участок площадью 4 572,72 кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:56 на основании приказа Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 23.10.2007 N 1186 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ "О".
Спорный земельный участок площадью кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59 был сформирован за счет земель вышеуказанного участка площадью 4 572,72 кв. м. и поставлен на кадастровый учет 10.11.2008.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010725:56 с целью формирования и предоставления нового земельного участка ООО "Ж" для размещения и эксплуатации принадлежащих последнему объектов недвижимости.
Кроме того, заявителем также не представлено суду доказательств о проведении землеустроительных работ в отношении спорного земельного участка по заявлению самого Общества с целью постановки этого участка на кадастровый учет и приобретения его в собственность по правилам, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в связи с признанием недействительными актов органа местного самоуправления, на основании которых осуществлялись раздел и формирование, в том числе и земельного участка площадью кв. м., а также отсутствием доказательств, свидетельствующих о формировании этого участка для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Ж", у суда не имелось правовых оснований для принятия решения об обязании Департамента предоставить заявителю этот участок в испрашиваемых размерах.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в собственность в любом случае осуществляется после утверждения проекта границ органом местного самоуправления и изготовления кадастрового паспорта.
Поскольку формирование испрашиваемого Обществом земельного участка площадью кв. м. для размещения и эксплуатации объектов недвижимости в установленном порядке не осуществлялось, суд, признав недействительным решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, должен был принять решение об обязании последнего совершить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные меры по устранению допущенного нарушения прав ООО "Ж" соответствуют предмету заявленного спора и характеру правоотношений, возникших между сторонами.
При таких обстоятельствах спора решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу в обжалуемой части подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по делу N А48-3333/2009 отменить в части обязания Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области предоставить в собственность ООО "Ж" земельный участок площадью кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенный по адресу: г. Орел, ул. П., 72.
Обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области по заявлению ООО "Ж" о предоставлении в собственность земельного участка кв. м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59 совершить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях дальнейшего осуществления последним кадастровых работ в отношении земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности, а также постановки этого участка на кадастровый учет.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ж" в пользу индивидуального предпринимателя Д.Ю.О. расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу в сумме 200 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
Поскольку формирование испрашиваемого Обществом земельного участка площадью кв. м. для размещения и эксплуатации объектов недвижимости в установленном порядке не осуществлялось, суд, признав недействительным решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, должен был принять решение об обязании последнего совершить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2010 г. по делу N А48-3333/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании