Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 ноября 2010 г. по делу N А68-3874/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Б.Н.С. - представителя (дов. от 09.02.2010 N 08/2010, пост.); от Администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьих лиц: МУП "В" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Департамента Тульской области по тарифам - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.07.2010 по делу N А68-3874/10, установил:
Прокурор Тульской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим постановления главы Администрации муниципального образования г. Ефремов Ефремовского района (далее - Администрация) от 05.02.2010 N 25 "Об утверждении тарифов на услуги - холодное водоснабжение, пропуск сточных вод для муниципального унитарного предприятия "В" (далее - Предприятие, МУП).
Определением от 10.06.2010 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, Департамент Тульской области по тарифам.
Решением суда от 27.07.2010 заявленное требование удовлетворено.
В жалобе Администрация просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Прокурора, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 05.02.2010 главой Администрации было принято постановление от 05.02.1010 N 25 "Об утверждении тарифов на услуги - холодное водоснабжение, пропуск сточных вод для МУП "В", п. 1 которого утвержден с 01.01.2010 экономически обоснованный тариф на услугу холодное водоснабжение для предъявления организациям и предприятиям, расположенным на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, оказываемую МУП "В", в сумме 8,80руб. за 1 куб. м.
В п. 2 утвержден с 01.01.2010 экономически обоснованный тариф на услугу пропуск сточных вод для предъявления организациям и предприятиям, расположенным на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, оказываемую МУП "В" в сумме 6,36руб. за 1 куб. м.
Пунктом 3 признано утратившим силу постановление главы администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 19.12.2008 N 141.
Пунктом 4 действие постановления N 25 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Прокурор, посчитав постановление N 25 незаконным, оспорил его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий. В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
На основании Закона N 210-ФЗ 14.07.2008 Правительством РФ было принято Постановление N 520 (далее - Постановление N 520), которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с п. 6 Основ относятся, в частности, тарифы на холодную воду, тарифы на очистку сточных вод.
Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (п. 14 Основ).
В п. 18 Основ определены методы, применяемые для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Это метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов, метод индексации установленных тарифов.
Согласно п. 19 Основ решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.
Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 20 Правил решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
Таким образом, орган местного самоуправления, являясь в силу ст. 5 Закона N 210-ФЗ органом регулирования муниципального образования в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, вправе устанавливать тарифы на услуги организаций коммунального комплекса. Расчет тарифов осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы организации коммунального хозяйства. Тариф определяется в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Ефремов Ефремовского района и решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 26.12.2006 N 17-94 об утверждении Порядка принятия решений об установлении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги предприятий и организаций коммунального комплекса, Администрация МО является органом регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Поскольку оспариваемое постановление N 25, отвечающее всем признакам нормативного акта, в нарушение требований п. 20 Правил не было опубликовано, то суд законно и обоснованно признал его недействующим.
Также незаконным является распространение действия постановления от 05.02.2010 N 25 на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Кроме того, утвержденный Администрацией в постановлении N 25 тариф на услугу холодное водоснабжение рассчитан путем умножения предшествующего тарифа на предельный индекс, а такой способ расчета не предусмотрен действующим законодательством (Основами и Правилами).
Необоснованное использование тарифа на услугу холодное водоснабжение, действовавшего в 2009 году для населения, привело к тому, что полученный тариф на услугу для предприятий и организаций превышает установленный предельный индекс, так как тариф на данную услугу, действовавший в 2009 году для организаций и предприятий бюджетной и небюджетной сферы был меньше, чем тариф на данную услугу для населения.
Расчет тарифа, произведенный Администрацией на услугу холодное водоснабжение, экономического обоснования не имеет, а также, превышает установленные предельные индексы.
Тариф на услугу пропуск точных вод для МУП "В" принят с нарушением действующего порядка утверждения данного тарифа без производственной программы и проведенных расчета тарифа.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 27.07.2010 по делу NА68-3874/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Уставом муниципального образования город Ефремов Ефремовского района и решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 26.12.2006 N 17-94 об утверждении Порядка принятия решений об установлении тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги предприятий и организаций коммунального комплекса, Администрация МО является органом регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Поскольку оспариваемое постановление N 25, отвечающее всем признакам нормативного акта, в нарушение требований п. 20 Правил не было опубликовано, то суд законно и обоснованно признал его недействующим.
Также незаконным является распространение действия постановления от 05.02.2010 N 25 на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Кроме того, утвержденный Администрацией в постановлении N 25 тариф на услугу холодное водоснабжение рассчитан путем умножения предшествующего тарифа на предельный индекс, а такой способ расчета не предусмотрен действующим законодательством (Основами и Правилами)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2010 г. по делу N А68-3874/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании