Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 ноября 2010 г. по делу N А48-2037/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - О.И.А. - и.о. прокурора (приказ, удостоверение),
рассмотрев кассационную жалобу Прокуратуры Железнодорожного района г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.06.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 г. по делу N А48-2037/2010, установил:
Прокуратура Железнодорожного района г. Орла обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "П" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.06.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, прокуратура обратилась с кассационной жалобой.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Железнодорожного района г. Орла совместно со специалистами Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области была проведена проверка соблюдения ООО "П" законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажирским транспортом, в ходе которой установлено, что 11.05.2010 г. автобус ПАЗ 3205 рег. номер КК 363 работал по маршруту "Дмитровск-Орел" не оборудованный ремнями безопасности.
В объяснении директор общества указал, что данный автобус не оборудован ремнями безопасности, так как это не предусмотрено заводом-изготовителем. Автобусы без ремней безопасности будут заменены на автобусы, соответствующие требованиям законодательства, предназначенные для междугородних маршрутов.
18.05.2010 г. прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела были направлены прокуратурой в суд для привлечения общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия состава вменяемого обществу административного правонарушения, мотивировав свои выводы тем, что административный орган не доказал то обстоятельство, что установка ремней безопасности предусмотрена заводом-изготовителем.
Эти выводы судов являются ошибочными.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ООО "П" выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 11.08.2009 г. до 11.08.2014 г. N ВА-215234.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, установлены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 7.9 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, запрещается эксплуатация транспортного средства в отсутствии ремней безопасности и (или) подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090, установлено, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Каких-либо исключений в отношении транспортных средств п. 4.1 Основных положений не содержит.
Из приведенных правовых норм следует, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, наличие ремней безопасности обязательно.
Факт отсутствия ремней безопасности в автобусе, перевозившим пассажиров по маршруту "Дмитровск-Орел", установлен судами и не оспаривается обществом.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что были приняты все необходимые меры по соблюдению требований приведенных положений, обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, выводы судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ошибочны.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения кассационной жалобы истек установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности, кассационная инстанция полагает, что основания для удовлетворения требования прокуратуры отсутствуют.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.06.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 г. по делу N А48-2037/2010 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что были приняты все необходимые меры по соблюдению требований приведенных положений, обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, выводы судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ошибочны.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения кассационной жалобы истек установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности, кассационная инстанция полагает, что основания для удовлетворения требования прокуратуры отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2010 г. по делу N А48-2037/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании