Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 декабря 2010 г. по делу N А23-500/10Г-6-30
(извлечение)
См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2012 г. N Ф10-4321/10 по делу N А23-500/10Г-6-30 и от 20 июня 2012 г. N Ф10-4321/10 по делу N А23-500/10Г-6-30
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - Б.И.А. - ведущего юрисконсульта (доверенность N 1976 от 28.12.2009 г.), от ответчика - Р.А.Е. - представителя (доверенность N 2264/31 от 04.06.2010 г.), Г.А.А. - главного энергетика (доверенность б/н от 19.01.2010 г.), от третьего лица - не явился извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "К" на решение Арбитражного суда Калужской обл. от 26 мая 2010 г. по делу N А23-500/10Г-6-30, установил:
Открытое акционерное общество "К", (далее - ОАО "К"), обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "К", (далее - ФГУП "К"), о взыскании 2021014 руб. 08 коп. задолженности за потребленную в период с апреля по декабрь 2009 электроэнергию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "М", (далее - ОАО "М").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2010 иск удовлетворен.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ФГУП "К" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2010 как незаконного.
В судебном заседании представители ФГУП "К" поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ОАО "К" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "К", (правопреемником которого является ОАО "М") и ФГУП "К" заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям N 18-ТП от 28.12.2004.
Согласно актам по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений, являющихся приложением к указанному договору, граница балансового разграничения между ОАО "К" и ФГУП "К" установлена по кабельным наконечникам КЛ NN 2,5,10,11 (далее фидеры N 2, 5, 10, 11) ПС N 341 "П".
01.01.2006 между ОАО "К" (поставщик) и ФГУП "К" (покупатель) заключен договор поставки электрической энергии по одноставочному тарифу N 94, согласно которому поставщик обязался закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, необходимом покупателю, а также заключить в интересах покупателя договор с территориальной сетевой организацией - ОАО "К", на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором.
Расчёт потреблённой электрической энергии ответчиком в рамках данного договора осуществлялся по фидерам N 2, N 5 по приборам учёта, установленным на ПС "П".
Кроме того, ОАО "К" на основании договора от 17.10.2008, заключенного в редакции, определенной постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А23-1205/09Г-8-98, осуществляло поставки ответчику электрической энергии по фидерам N 10, 11, количество которой рассчитывалось как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть ФГУП "К" из сетей ОАО "К" через указанные фидеры, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей, присоединенных к сети ФГУП "К" (абоненты, находящиеся за сетями ФГУП "К"), с которыми у истца заключены договоры купли-продажи электрической энергии.
Ссылаясь на отказ ФГУП "К" оплачивать фактически потреблённую в спорный период электрическую энергию, ОАО "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и о наличии в связи с этим оснований для их удовлетворения в полном объеме.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда правильным, основанным на имеющихся в деле доказательствах и требованиях закона.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 3.6 договора в редакции ОАО "К" от 17.10.2008, утвержденной Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А23-1205/09Г-8-98, на момент заключения договора объем электрической энергии, используемой покупателем, определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей покупателя и сетевой организации: ПС "П" филиала "К" ОАО "М", по приборам фидер 10 (счетчик N 018012), фидер 11 (счетчик N 018086), за исключением объемов электроэнергии, отпущенной из сетей покупателя иным потребителям и владельцам объектов электросетевого хозяйства (ВОЭХ), энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям покупателя. Порядок определения объемов электроэнергии, отпущенной из сетей покупателя иным потребителям и ВОЭХ, установлен п. 5.6 договора.
В силу п. 5.6 договора (в редакции ОАО "К" от 17.10.2008) объем электрической энергии, переданной покупателем в сети иных потребителей и ВОЭХ, определяется на основании актов приема-передачи электрической энергии, отпущенной из сетей покупателя, составленных между покупателем и потребителями ВОЭХ по форме Приложения N 2а.
При отсутствии указанных актов, либо в случае их непредставления в установленные договором сроки, гарантирующий поставщик обязан исключить из объема электроэнергии, предъявляемого к оплате покупателю, объем электроэнергии, использованный всеми конечными потребителями гарантирующего поставщика, транспортировка электрической энергии для которых осуществляется через принадлежащие покупателю вышеуказанные трансформаторные подстанции. В таких случаях объем электроэнергии, использованной конечными потребителями, определяется на основании представленных ими данных об объемах фактического электропотребления и размера нормативных потерь в сетях таких потребителей и ВОЭХ, предъявляемого им к оплате гарантирующим поставщиком.
Как следует из материалов дела, объем электроэнергии, заявленный истцом ко взысканию, рассчитан последним в виде разницы между объемом электрической энергии, поставленной в сети ответчика из сетей ОАО "К" (ОАО "М"), и объёмом электрической энергии, потреблённой энергопринимающими устройствами потребителей, присоединённых к сетям ответчика (абоненты, находящиеся за сетями ответчика), а также переданной в сети ОАО "К" (ОАО "М") с учетом технологических потерь при её передаче.
При этом, объём электрической энергии, потреблённой энергопринимающими устройствами потребителей, присоединённых к сетям ответчика, подтвержден актами сверки, подписанными истцом с потребителями, находящимися за сетями ответчика и указанными в расчёте исковых требований, отчетами о потреблении электроэнергии, счетами на оплату.
Дав в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам в совокупности, арбитражный суд обоснованно признал их достоверно подтверждающими размер заявленных ко взысканию требований. При этом, суд правомерно указал на то, что представленный истцом расчет иска, соответствует условиям п.п. 3.6, 5.6 договора в редакции ОАО "К" от 17.10.2008, утвержденной Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от А23-1205/09Г-8-98 и требованиям закона.
Доводы заявителя о том, он является покупателем только в отношении электроэнергии, поставляемой на принадлежащие ему объекты социального значения, а в отношении электроэнергии, переданной конечным потребителям, выступает лишь в качестве сетевой организации, и поэтому у него не возникает обязанность по оплате электроэнергии в указанной части, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик является коммерческой организацией и осуществляет предпринимательскую деятельность.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Отношения в сфере электроэнергетики, права и обязанности субъектов в сфере электроэнергетики урегулированы Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Перечень субъектов розничных рынков приведен в п. 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе потребители электрической энергии (далее - потребители); гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации); исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг; сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно п. 2 Правил N 861 "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с п. 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Пунктом 5 Правил N 861 установлено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, действуя разумно и добросовестно, в целях оказания услуг по передаче электрической энергии, ответчик должен был в установленном законом порядке закрепить за собой статус сетевой организации, обратиться в соответствующий орган для установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключить договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии и организовать учет переданной потребителям электроэнергии.
Из материалов дела видно, что ответчик своими правами на получение статуса сетевой организации не воспользовался, обязательства сетевой организации по установлению тарифа на услуги по передаче электроэнергии, заключению договоров на оказание услуг и учету электроэнергии, переданной конечным потребителям через свои сети, не выполнил, в связи с этим у суда отсутствовали правовые основания считать ФГУП "К" сетевой организацией.
При таких обстоятельствах, принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд обоснованно руководствовался условиями договора сторон, согласно которым на ответчике, как на покупателе, лежит обязанность по оплате всей полученной от истца электроэнергии, за минусом электроэнергии, потреблённой энергопринимающими устройствами потребителей, присоединённых к сетям ответчика, с которыми у истца заключены договоры поставки электроэнергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истцом неправильно определен объем электроэнергии, переданной потребителям, присоединённым к сетям ответчика, а также неправильно определено количество самих потребителей, подлежат отклонению, поскольку в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил никаких доказательств подтверждающих свои доводы и опровергающие данные, использованные истцом в расчете иска.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в Приложении N 5 к договору стороны согласовали иные точки поставки, не основана на материалах дела, поскольку согласованное сторонами Приложение N 5 в материалах дела отсутствует.
Довод заявителя о неправомерном, по его мнению, отказе суда в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы подлежит отклонению, поскольку указанное ходатайство было рассмотрено судом и разрешено по правилам ст.ст. 82, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклонено им в связи с тем, что ответчик не обосновал необходимость ее проведения и наличие имеющих значение для настоящего спора обстоятельств, для установления которых требуются специальные знания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской обл. от 26 мая 2010 г. по делу N А23-500/10Г-6-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Правил N 861 установлено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
...
Согласно п. 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2010 г. по делу N А23-500/10Г-6-30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании