Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 декабря 2010 г. по делу N А62-1916/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2010 по делу N А62-1916/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ф" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции ФНС России по Промышленному району г. Смоленска (правопреемник - инспекция ФНС России по г. Смоленску) от 22.01.2010 N 763 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 36 162 руб. и пунктов 2, 3, 4, 5 решения инспекции от 22.01.2010 N 12 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по г. Смоленску просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Промышленному району г. Смоленска проведена камеральная проверка представленной 31.07.2009 ООО "Ф" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 16.11.2009 N 4886 и приняты решения от 22.01.2010 N 12 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 231 098 руб. и пени в размере 184 руб. 42 коп., и N 763 об отказе в возмещении обществу налога на добавленную стоимость в размере 36 162 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужили выводы инспекции о недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных ООО "Ф" в обоснование налоговых вычетов по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у ООО "Т".
Решением Управления ФНС России по Смоленской области от 11.03.2010 N 69 апелляционная жалоба на решения инспекции от 22.01.2010 N 12 и N 763 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения фата экспорта. Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставляется право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Установленный главой 21 НК РФ порядок применения налоговых вычетов по НДС распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в п. 1 Постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Как следует из материалов дела ООО "Ф" во 2 квартале 2009 года произведена отгрузка полученного от контрагента ООО "Т" товара (авиационные запасные части) на экспорт в Республику Беларусь согласно договору N ОАРЗ-ОМТС-402-08 от 29.12.2008.
В обоснование правомерности возмещения НДС из бюджета обществом представлены документы хозяйственных операций с ООО "Т" - договор, счета-фактуры, товарные накладные, справка филиала N 8609 АК Сбербанка России (ОАО) Смоленское отделение, подтверждающая осуществление обществом платежей в адрес ООО "Т" г. Москва.
Материалами дела также подтверждено оприходование обществом полученного от контрагента товара (авиационные запасные части) и его дальнейшая реализация на экспорт в республику Беларусь.
Применение обществом налоговой ставки 0 процентов по экспортируемым товарам в Республику Беларусь за 2 квартал 2009 признано инспекцией обоснованным, документы представленные в соответствии с пунктом 2 раздела 2 Положения признаны налоговым органом достоверными, факт поступления выручки от партнера Республики Беларусь на счет общества подтвержден и ответчиком не оспаривается, доказательств того, что общество не проявило должной осмотрительности при выборе контрагента инспекцией в материалы дела не представлено.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, счета-фактуры, выставленные ООО "Т" содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ, в том числе наименование, адрес и идентификационный номер поставщика, соответствующие сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное юридическое лица в установленном порядке зарегистрировано, поставлено на налоговый учет.
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (или иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Из представленных счетов-фактур усматривается, что они подписаны Б.Е.В., числящейся согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителем и генеральным директором ООО "Т".
Довод налогового органа о том, что выставленные поставщиком - ООО "Т" счета-фактуры подписаны ненадлежащим лицом, правомерно отклонен судом, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что лицо, подписавшее спорные счета-фактуры, не являлось лицом, уполномоченным их подписывать, а также того, что об этих обстоятельствах было или должно было быть известно обществу инспекцией не представлено,
Кроме того, судом правомерно указано, что законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты в зависимость от фактического внесения сумм налога в бюджет его поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, которые в случае недобросовестного исполнения налоговых обязательств несут налоговую ответственность.
Таким образом, учитывая, что инспекция в материалы дела не представила надлежащих доказательств, свидетельствующих о подписании счетов-фактур неуполномоченным лицом, а также, тот факт, что общество документально подтвердило соблюдение условий, предусмотренных ст.ст. 171, 172 НК РФ, дающих ему право на возмещение из бюджета НДС, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений и отказа в возмещения НДС, суд правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2010 по делу N А62-1916/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогового органа о том, что выставленные поставщиком - ООО "Т" счета-фактуры подписаны ненадлежащим лицом, правомерно отклонен судом, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что лицо, подписавшее спорные счета-фактуры, не являлось лицом, уполномоченным их подписывать, а также того, что об этих обстоятельствах было или должно было быть известно обществу инспекцией не представлено,
Кроме того, судом правомерно указано, что законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты в зависимость от фактического внесения сумм налога в бюджет его поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, которые в случае недобросовестного исполнения налоговых обязательств несут налоговую ответственность.
Таким образом, учитывая, что инспекция в материалы дела не представила надлежащих доказательств, свидетельствующих о подписании счетов-фактур неуполномоченным лицом, а также, тот факт, что общество документально подтвердило соблюдение условий, предусмотренных ст.ст. 171, 172 НК РФ, дающих ему право на возмещение из бюджета НДС, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений и отказа в возмещения НДС, суд правомерно удовлетворил заявленные требования общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А62-1916/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании