Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 декабря 2010 г. по делу N А14-1332/2010/44/5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от заинтересованного лица: Л.В.В. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А14-1332/2010/44/5, установил:
Администрация городского округа - город Нововоронеж (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 30.12.2009 N 262-15к (уточненное требование).
Решением суда от 21.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2010 решение суда от 21.04.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, Администрацией 19.03.2009 приняты постановления N 631 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж", N 632 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж 3", N 633 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Б".
Согласно п. 1 постановления N 631 ООО "Ж" предписано уступить путем продажи часть доли муниципального образования городской округ город Нововоронеж в размере 40% в уставном капитале данного общества ООО "Б".
Пункт 2 постановления предусматривает уступку части доли муниципального образования городского округа город Нововоронеж в уставном капитале ООО "Ж" в размере 40% путем продажи ООО "Ж 3".
Согласно постановлению N 632 ООО "Ж 3" предписано уступить путем продажи части доли муниципального образования городской округ город Нововоронеж в размере 40% в уставном капитале данного общества ООО "Ж".
Пункт 2 постановления предусматривает части доли муниципального образования городского округа город Нововоронеж в уставном капитале ООО "Ж" в размере 40% путем продажи ООО "Б".
Согласно постановлению N 633 ООО "Б" предписано уступить путем продажи часть доли муниципального образования городской округ город Нововоронеж в размере 40% в уставном капитале данного общества ООО "Ж 3".
Пункт 2 постановления предусматривает уступку части доли муниципального образования городского округа город Нововоронеж в уставном капитале ООО "Б" в размере 40% путем продажи ООО "Ж".
Данные постановления были приняты во исполнение Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа - город Нововоронеж, утвержденной решением Нововоронежской городской Думы от 29.05.2008 N 688, пункт 1 которой предусматривает создание муниципальным образованием городской округ город Нововоронеж ООО "Ж 1", ООО "Ж", ООО "Ж 3", ООО "П", ООО "Б", а пункт 2 предусматривает переуступку созданными обществами друг другу равных долей участия в каждом обществе, в результате чего доля муниципального образования в каждом обществе будет уменьшена до 20%, остальные 80% долей будут замещены долями каждого из созданных обществ.
Решением УФАС от 18.12.2009 N 262-15к действия Администрации признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), что выразилось в принятии постановлений: от 19.03.2009 N 631 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж", от 19.03.2009 N 632 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж 3", от 19.03.2009 N 633 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Б", содержащие положения, реализация которых приводит или может привести к ограничению конкуренции и нарушению ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в передаче имущества без проведения предусмотренной законодательством процедуры проведения торгов. Администрации было выдано соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Администрации выдано предписание от 30.12.2009 по делу N 262-15к об устранении нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ путем отмены постановлений от 19.03.2009 N 631 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж", от 19.03.2009 N 632 "Об уступке долей в уставном капитале "Ж 3", от 19.03.2009 N 633 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Б" в течение 30 дней с момента получения предписания.
Администрация, считая указанные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, нарушающими ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорила их в суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что обжалуемые решение и предписание не соответствуют Закону N 135-ФЗ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы Администрации, как органа местного самоуправления.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 135-ФЗ основной целью Закона являются защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а также обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществляет действия (бездействие), которые приводят к ограничению конкуренции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено и издание муниципальных правовых актов.
Часть 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ определяет, что муниципальный правовой акт не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Деятельность общество с ограниченной ответственностью, а также переход долей или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участникам общества регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Закона N 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно принятым постановлениям от 18.06.2008 N 672, N 673, N 674, N 675 об учреждении ООО "Б", ООО "Ж 1", ООО "Ж 2", ООО "Ж 3" указанные общества созданы от имени муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж по решению вопросов местного значения, согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Устава относится создание лишь муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Положения Устава не предусматривают создание органом местного самоуправления от имени муниципального образования каких-либо организаций частной формы собственности, а созданные общества: ООО "Б", ООО "Ж 1", ООО "Ж 2", ООО "Ж 3" не являются межмуниципальными хозяйственными обществами, хотя их уставные доли в уставном капитале являются муниципальными.
Часть 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов.
Безальтернативный выбор Администрацией круга юридический лиц: ООО "Ж 2", ООО "Ж 3", ООО "Б", которым переданы доли уставных капиталов, принадлежащих администрации, проходили без проведения конкурса, без заблаговременной публикации, без учета принципов эффективности, справедливости, открытости, прозрачности и без привлечения иных хозяйствующих субъектов, желающих быть участниками товарного рынка по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению в городском округе город Нововоронеж.
Таким образом, действия администрации по принятию постановлений: от 19.03.2009 N 631 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж", от 19.03.2009 N 632 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж 3", от 19.03.2009 N 633 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Б" являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закон N 135-ФЗ в части принятия органом местного самоуправления акта и осуществления действий по его реализации, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на данном товарном рынке по оказанию услуг.
Действия администрации являются также нарушением ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в части передаче уставных долей, принадлежащих муниципалитету, от одного ООО к другому без проведения предусмотренной действующим законодательством процедуры проведения торгов по передаче прав на муниципальное имущество, которые привели к ограничению конкуренции, поскольку ограничили доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания жилищно-коммунальных услуг населению в географических границах городского округа город Нововоронеж.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А14-1332/2010/44/5 отменить.
Администрации городского округа - город Нововоронеж в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30.12.2009 по делу N 262-15к отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Безальтернативный выбор Администрацией круга юридический лиц: ООО "Ж 2", ООО "Ж 3", ООО "Б", которым переданы доли уставных капиталов, принадлежащих администрации, проходили без проведения конкурса, без заблаговременной публикации, без учета принципов эффективности, справедливости, открытости, прозрачности и без привлечения иных хозяйствующих субъектов, желающих быть участниками товарного рынка по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению в городском округе город Нововоронеж.
Таким образом, действия администрации по принятию постановлений: от 19.03.2009 N 631 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж", от 19.03.2009 N 632 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Ж 3", от 19.03.2009 N 633 "Об уступке долей в уставном капитале ООО "Б" являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закон N 135-ФЗ в части принятия органом местного самоуправления акта и осуществления действий по его реализации, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на данном товарном рынке по оказанию услуг.
Действия администрации являются также нарушением ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в части передаче уставных долей, принадлежащих муниципалитету, от одного ООО к другому без проведения предусмотренной действующим законодательством процедуры проведения торгов по передаче прав на муниципальное имущество, которые привели к ограничению конкуренции, поскольку ограничили доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания жилищно-коммунальных услуг населению в географических границах городского округа город Нововоронеж."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А14-1332/2010/44/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании