Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 декабря 2010 г. по делу N А35-64/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2011 г. N ВАС-4672/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ИП М.А.И. - М.А.И. (паспорт); от КУИ Курской области - М.С.А. - ведущего специалиста - эксперта (дов. от 11.01.2010 г. N 01-20/20); от Земельного комитета г. Курска - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от ФГУ "З" по Курской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от ОАО "Б" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 г. по делу N А35-64/2010, установил:
Индивидуальный предприниматель М.А.И. (далее - ИП М.А.И., Предприниматель), являясь доверительным управляющим недвижимого имущества, принадлежащего Ж.Н.В. на праве собственности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет, КУИ Курской области), выразившегося в необращении в орган местного самоуправления за выдачей и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленный действующим законодательством срок после обращения Предпринимателя с соответствующим заявлением, и об обязании Комитета в рамках полномочий, предоставленных ему п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратиться в орган местного самоуправления за выдачей и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и передать его Предпринимателю для реализации права на выкуп земельного участка.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен, бездействие КУИ Курской области, выразившееся в необращении в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей заявителю схемы расположения земельного участка площадью 1199 кв.м., расположенного под принадлежащими Ж.Н.В. на праве собственности объектами недвижимости по адресу: г. Курск, ул. М., д. 125, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории признано незаконным. Суд обязал КУИ Курской области в рамках полномочий, предоставленных ему п. 7 ст. 36 ЗК РФ, обратиться в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей заявителю схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция находит, что постановление суда надлежит отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции по данному делу.
Как следует из материалов дела, Ж.Н.В. принадлежат на праве собственности нежилое здание литер "В2" площадью 361,1 кв. м и сооружение ГУАР литер "Г" площадью 153,6 кв.м., расположенные по адресу: г. Курск, ул. М., д. 125.
В соответствии с договором от 01.08.2008 г. (срок действия пять лет) ИП М.А.И. осуществляет доверительное управление указанными объектами недвижимости, находящимися на земельном участке площадью 9389 кв. м.
Предприниматель 18.11.2008 г. обратился в КУИ Курской области с заявлением о выкупе в интересах Ж.Н.В. земельного участка площадью 1199 кв.м, расположенного под названными объектами недвижимости, приложив необходимые документы.
Комитет отказал в передаче в собственность земельного участка и указал на необходимость представления копии документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность его представителя, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка, а также документов, подтверждающих отчуждение зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности.
Предприниматель 15.01.2009 г. направил Комитету копию документа, удостоверяющего личность заявителя, сообщение УФРС по Курской области, и просил решить вопрос об истребовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии с п. 1 ст. 36 и п.п. 2 и 4 ст. 34 ЗК РФ.
В письме от 09.02.2009 г. N 01-12/1026, повторно отказывая в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, КУИ Курской области указал на то, что объекты недвижимости, принадлежащие Ж.Н.В., расположены на земельном участке, поставленном на кадастровый учет с номером 46:29:1 01 092:0012 и предоставленном в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 15 лет, в связи с чем, Комитет рекомендовал для утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане либо для вступления в указанный договор аренды земельного участка площадью 9219 кв.м обратиться в администрацию г. Курска.
Предприниматель 09.11.2009 г. обратился в КУИ Курской области с просьбой в рамках предоставленных Комитету полномочий по распоряжению земельными участками на основании ст. 29 и п. 7 ст. 36 ЗК РФ запросить в органе местного самоуправления схему земельного участка, необходимую для проведения кадастровых работ выкупаемого земельного участка.
Поскольку указанные действия в установленный законом срок Комитетом совершены не были, ИП М.А.И., полагая, что КУИ Курской области допущено противоправное бездействие, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащие Ж.Н.В. объекты недвижимости расположены на земельном участке, уже поставленном на кадастровый учет, в связи с чем, пришел к выводу, что у Комитета отсутствовали правовые основания для обращения в орган местного самоуправления за выдачей и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что в отношении испрашиваемого Предпринимателем земельного участка площадью 1199 кв.м кадастровый учет не осуществлен, и Комитет, в силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, обязан был обратиться в Администрацию города Курска с заявлением об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кассационная инстанция не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, ст. 36 ЗК РФ закрепляет нормы, которые подлежат применению в том или ином случае при обращении заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие гражданам или юридическим лицам на праве собственности, последние обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Ж.Н.В. расположенные по адресу г. Курск, ул. М., 125, на земельном участке общей площадью 9219 кв.м, который прошел государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 46:29:1 01 092:0012.
При таких обстоятельствах, нормы п. 7 ст. 36 ЗК РФ и ст. 29 ЗК РФ, предписывающие, что в случае если спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, Комитет имеет право обратиться в орган местного самоуправления для выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не применимы для спорных правоотношений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитетом не было допущено в отношении ИП М.А.И. противоправного бездействия и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции следует отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 АПК РФ, постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 г. по делу N А35-64/2010 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Курской области от 07.04.2010 г. по этому делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, ст. 36 ЗК РФ закрепляет нормы, которые подлежат применению в том или ином случае при обращении заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие гражданам или юридическим лицам на праве собственности, последние обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Ж.Н.В. расположенные по адресу г. Курск, ул. М., 125, на земельном участке общей площадью 9219 кв.м, который прошел государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 46:29:1 01 092:0012.
При таких обстоятельствах, нормы п. 7 ст. 36 ЗК РФ и ст. 29 ЗК РФ, предписывающие, что в случае если спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, Комитет имеет право обратиться в орган местного самоуправления для выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не применимы для спорных правоотношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 декабря 2010 г. по делу N А35-64/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании