Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 декабря 2010 г. по делу N А64-3078/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2011 г. N Ф10-5785/10 по делу N А64-3078/2010-20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истцов: не явились, надлежаще извещены; от ответчиков: не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Рассказово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2010 по делу N А64-3078/2010, установил:
Индивидуальные предприниматели К.М.Н., К.Р.Н., М.Л.В., А.Ю.П. (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации г. Рассказово Тамбовской области (далее - Администрации г. Рассказово), индивидуальному предпринимателю В.В.Н. (далее - ИП В.В.Н.) о признании недействительными итогов конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным маршрутам на территории города Рассказово Тамбовской области от 27.02.2010 года в части признания победителем конкурса по лоту N 4 индивидуального предпринимателя В.В.Н., а также признании недействительным по итогам конкурса соответствующего договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам от 01.03.2010 г., заключенного между Администрацией города Рассказово и ИП В.В.Н.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2010 исковые требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация г. Рассказово обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что вывод суда о том, что конверт под N 13 ИП В.В.Н. подан с нарушением, является необоснованным.
Также заявитель кассационной жалобы указывает, что акты осмотра подписаны лицами, имевшими надлежащим образом оформленные доверенности.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2010.
Как следует из материалов дела, 28.12.2009 г. Администрацией города Рассказово Тамбовской области было принято постановление N 1793, согласно которому было решено провести конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам на территории города Рассказово, были утверждены: конкурсная документация, лоты, форма заявления на участие в конкурсе договора на выполнение пассажирских перевозок, опись документов необходимых для участия в конкурсе и конкурсная комиссия.
В соответствии с приложением N 2 к вышеуказанному постановлению Администрации г. Рассказово, на конкурс было выставлено восемь лотов, в том числе лот N 4, включающий три маршрута: маршрут N 4, N 4в, N 5.
Для участия в конкурсе необходимо было наличие подвижного состава в количестве необходимом для обслуживания конкретного маршрута.
В соответствии с п. 4.2. приложения N 1 к вышеуказанному постановлению, претендент вправе подать конкурсные заявки на один, несколько или все лоты маршрутной сети, при этом каждый конкретный лот подается отдельно.
Истцами были поданы заявления на участие в конкурсе в соответствии с утвержденной формой (приложение N 4 к постановлению Администрации г. Рассказово N 1793), а именно: А.Ю.П. подано заявление на лот N 4 по маршруту N 4 и N 5, М.Л.В. - на лот N 4 по маршруту N 4, К.Р.Н - на лот N 4 по маршруту N 4 и N 4в, К.М.Н. - на лот N 4 по маршруту N 4.
Кроме истцов на участие в конкурсе по лоту N 4 подал заявление ИП В.В.Н.
Считая, что ИП В.В.Н. и Администрацией г. Рассказово были нарушены нормы Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории города Рассказово и Постановления N 1793 от 28.12.2009 г. "Об утверждении конкурсной документации на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам на территории города Рассказово", истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанций, рассматривая дело, руководствуясь ст. 449 ГК РФ пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Рассказово от 04.12.2009 г. N 1624 было утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории города Рассказово (далее - Положение). Действие настоящего Положения распространяется на всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют, а так же намерены осуществлять регулярные маршрутные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, и подлежит обязательному исполнению на всей территории города Рассказово.
В соответствии со ст. 5 указанного Положения уполномоченным органом местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории города Рассказово является Администрация города Рассказово, одним из полномочий которой является организация конкурса (аукциона) на право заключения договоров (контрактов) на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения.
Статьей 14 Положения предусмотрено, что конкурс на право заключения договора (контракта) на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках. Организатором конкурса является Администрация города Рассказово, которая обязана создать конкурсную комиссию, утвердить ее состав, председателя и порядок деятельности, определить условия проведения конкурса, сформировать конкурсные предложения по каждому маршруту регулярного сообщения и принять решение о проведении конкурса. Предметом конкурса является право на заключение договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения. Порядок проведения конкурса и типовые условия договора определяются Администрацией города Рассказово.
Согласно ст. 13 Положения основаниями для заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения автомобильным транспортом являются результаты конкурса (аукциона) на право заключения договора (контракта) на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения.
Согласно п. 5 ст. 14 Положения конкурс проводится с одинаковыми условиями для всех перевозчиков.
Во исполнение указанных выше требований Администрацией г. Рассказово было издано Постановление N 1793 от 28.12.2009 г. "Об утверждении конкурсной документации на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам на территории города Рассказово", которым была утверждена конкурсная документация на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам на территории города Рассказово.
Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были опубликованы 13.01.2010 года в газете "Трудовая Новь".
27.02.2010 состоялось подведение итогов и определение победителей конкурса на право заключения договора на перевозку пассажиров по регулярным городским маршрутам города Рассказово.
Как следует из протокола N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на перевозку пассажиров по регулярным городским маршрутам г. Рассказово на участие в конкурсе было зарегистрировано 13 запечатанных конверта.
Согласно п. 4.2 Постановления N 1793 от 28.12.2009 г. претендент вправе подать конкурсные заявки на один, несколько или все лоты маршрутной сети, при этом каждый конкретный лот подается отдельно.
В силу п. 4.3 Постановления N 1793 от 28.12.2009 г. участник конкурса запечатывает заявку в конверт. На конверте указываются, в том числе и слова: "КОНКУРС НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПО ГОРОДСКОМУ МАРШРУТУ N _____".
Как следует из протокола N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на перевозку пассажиров по регулярным городским маршрутам г. Рассказово, на участие в конкурсе было зарегистрировано 13 запечатанных конверта.
Под номером 13 в протоколе указан ИН В.В.Н. как лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе по лоту N 4.
Однако В.В.Н. стал победителем по двум лотам, что позволило истцам и суд первой инстанции согласился с ними, сделать вывод, что фактически в конверте находилось два заявления: на участие в конкурсе по лоту N 4 и лоту N 5, что является нарушением требований к документам, предусмотренным разделом N 4 конкурсной документацией.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений
Указанные обстоятельства ответчиком по существу не опровергнуты, доказательств обратного им в материалы дела не представлено.
Также из представленной в материалы дела копии журнала приема заявок следует, что на конверте под N 13 маршрут не указан, что является нарушением п. 4.3 . Постановления N1793 от 28.12.2009 г.
Согласно п. 6.7. раздела 16 конкурсной документации, если документы не отвечают требованиям, указанным в разделе 4 конкурсной документации, то транспортные средства заявителя не допускаются к следующему этапу конкурса - осмотру.
Таким образом, судом первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ИП В.В.Н. был допущен к следующему этапу конкурса - осмотру транспортных средств в нарушение установленного порядка проведения конкурса.
Как следует из материалов дела, истцы и ИП В.В.Н. были допущены к осмотру транспортных средств по лоту N 4.
Согласно сводным данным по осмотру транспортных средств К.М.Н набрал 185 баллов, К.Р.Н - 80 баллов, М.Л.В-345 баллов, А.Ю.П-335 баллов. При этом при подсчете баллов у К.Р.Н. (акт N 24 от 25.02.10 г. допущена арифметическая ошибка в сторону занижения на 5 баллов, количество баллов набрано 85, а не 80 как указано в акте. Итого в общей сумме истцы набрали 950 баллов.
В.В.Н. согласно сводным данным набрал 980 баллов, но если сложить все баллы, указанные в сводных данных по каждому транспортному средству, то количество баллов будет 900.
Кроме того, допущена арифметическая ошибка и при подсчете баллов в акте оценки показателей транспортного средства В.В.Н N 20 от 25.02.10 г., где указано 85 баллов, при подсчете получается 80 баллов
В сводных данных по осмотру транспортного средства В.В.Н. ПАЗ г/н АК 462 68 указано количество баллов 95, а между тем в акте осмотра количество баллов равно 79.
При подсчете баллов В.В.Н. было учтено транспортное средство, не указанное в заявление - ПАЗ 34234 АК 463 68 (90 баллов) С учетом всех этих ошибок и за минусом 90 баллов количество баллов В.-788.
Противоречия указанные в конкурсной документации не опровергнуты ответчиками в соответствии со ст. 65 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, В.В.Н. подавал заявку и на лот N 5 и признан по данному лоту победителем, следовательно, в перечень транспортных средств, указанных в сводных данные по лоту N 4 вошло транспортное средство, заявленное по лоту N 5.
В сводных данных вообще отсутствуют транспортные средства В.В.Н. по лоту N 5.
Из вышеизложенного следует, что конкурсные баллы победителя лота N 4 - В.В.Н. определены с нарушением порядка.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что конкурс был проведен в нарушение порядка установленного Постановлением Администрации г. Рассказово N 1624 от 04 12. 2009 года.
Согласно ст. 13 данного нормативного акта предметом конкурса является право на заключение договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения. Организатор конкурса определяет условия проведения конкурса, формирует конкурсные предложения по каждому маршруту регулярного сообщения.
Фактически конкурсного предложения по каждому маршруту не было сформировано, некоторые лоты состояли из нескольких маршрутов, в том числе и лот N 4.
Пунктом 6 Постановления Администрации г. Рассказово от 28.12.2009 г. N 1793 был утвержден персональный состав членов конкурсной комиссии, в состав которой вошли: председатель комиссии С.С.А., Б.Л.В., заместитель председателя комиссии, Ч.Е.В., секретарь комиссии, члены комиссии: А.А.А., И.О.А., К.В.Д., М.М.П., П.О.П., Т.А.И., Ч.В.В., Ю.В.В.
Между тем, из содержания актов оценки показателей транспортных средств следует, что осмотр и выводы в них приведенные сделаны лицами неполномочными на это Постановлением Администрации г. Рассказово от 28.12.2009 г. N 1793.
Как следует из материалов дела, Акт N 8 подписан только 4 членами комиссии, еще трое лиц подписавших акт, не включены в состав конкурсной комиссии, акты N 10, 14-22, 24-27, 29-31, 33-35 подписаны только четырьмя членами комиссии, С. и К. членами комиссии не являются.
Сводные данные по осмотру транспортных средств также подписаны только четырьмя членами комиссии.
Как следует из конкурсной документации, в ней не установлен порядок работы комиссии, в том числе кворум.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указанные в актах осмотра С. и К. принимавшие участие в осмотре транспортных средств вместо членов конкурсной комиссии А.А.А. и Ч.В.В. действовали в пределах предоставленных им полномочий, так как имели надлежащим образом оформленные доверенности, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку ни Постановление N 1793 от 28.12.2009 г., ни Приложение к нему N 6, которым утвержден состав комиссии, ни Положение не содержат ссылок на возможность передачи полномочий членов комиссии, лицам, не включенным в ее состав.
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что участие в оценке участников конкурса лиц, не наделенных соответствующими полномочиями, противоречит порядку проведения торгов, является существенным нарушением такого порядка, исходя из чего суд, обоснованно признал результаты конкурса и заключенные по его результатам договоры недействительными.
Доводы, по которым заявитель не согласен с решением суда первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Основания для переоценки установленных судом обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах кассационная коллегия считает, что оспариваемое решение соответствует нормам материального и процессуального права, вследствие чего отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2010 по делу N А64-3078/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанций, рассматривая дело, руководствуясь ст. 449 ГК РФ пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
...
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2010 г. по делу N А64-3078/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании