Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 ноября 2010 г. по делу N А08-3031/2010-17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "С" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Муниципального совета Шебекинского района - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Администрации Шебекинского Района - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "С" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2010 г. по делу N А08-3031/2010-17, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" и не действующими с момента издания "Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения" (далее - Порядок), утвержденного решением Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области от 11.11.2009 г. N 7, и решения Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области от 11.11.2009 г. N 7 "Об утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения" в части утверждения указанного порядка (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2010 г. в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "С" просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, полагая, что он принят в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 решения Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области (далее - муниципальный совет) от 11.11.2009 г. N 7 утвержден "" (далее - Порядок) (опубликованы в газете "Красное знамя").
Полагая, что указанный нормативный акт и утвержденный им Порядок, не соответствуют ЗК РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральным законам от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах", Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение муниципального совета является нормативным правовым актом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку содержит обязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, влечет правовые последствия в виде установления правового режима использования земель, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ изменение целевого назначения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли населенных пунктов.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, этническое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В силу п. 4 cт. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что перевод земель или земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: создания особо охраняемых территорий, создания туристическо-рекреационных особых экономических зон, в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (п. 10 cт. 85 ЗК РФ).
Пунктом 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Учитывая изложенное, отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.
Поскольку оспариваемые нормативные акты приняты в развитие положений п. 4 ст. 94 ЗК РФ, предусматривают порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, а не устанавливают порядка перевода земельного участка, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества и признания Порядка и решения муниципального совета в части утверждения Порядка не соответствующими Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральным законам от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба ООО "С" не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2010 г. по делу N А08-3031/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Учитывая изложенное, отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.
Поскольку оспариваемые нормативные акты приняты в развитие положений п. 4 ст. 94 ЗК РФ, предусматривают порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, а не устанавливают порядка перевода земельного участка, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества и признания Порядка и решения муниципального совета в части утверждения Порядка не соответствующими Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральным законам от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А08-3031/2010-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании