Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 января 2011 г. N Ф10-5594/2010 по делу N А14-1395-2010/41/33
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2011 г. N ВАС-5232/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ч.М.В. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А14-1395/2010/41/33, установил:
Индивидуальный предприниматель Ч.М.В. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа Т.В.И., выразившегося в нарушении порядка рассмотрения заявлений предпринимателя от 05.06.2009, от 17.11.2009, непредставлении сведений о наименовании, ИНН, адресе регистрации лица, совершившего административное правонарушение, а также в ненаправлении протокола проверки (с учетом уточнений от 06.04.2010).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия начальника ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявлений ИП Ч.М.В., поскольку оспариваемое бездействие руководителя налогового органа не соответствует требованиям статей 23.5, 28.1, 30.1 КоАП РФ, а в связи с отсутствием процессуального решения, принятого по результатам рассмотрения сообщения об административном правонарушении, заявитель лишен права его обжаловать.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 05.06.2009 и 17.11.2009 ИП Ч.М.В., ссылаясь на статьи 1.2, 14.5, 22.2, 23.5, 28.1 КоАП РФ, обратился в инспекцию ФНС России по Левобережному району г. Воронежа с заявлениями о проведении проверки деятельности организации, торгующей в павильоне ДВД-дисков "Б", (г. Воронеж, Ленинский проспект, на остановке транспорта "Димитрова", мини-рынок) и Фирмы "Б"" в павильоне ДВД-дисков (г. Воронеж, Ленинский проспект, у дома N 38, на остановке транспорта "Гвардейская"), привлечении виновных лиц к административной ответственности и направлении в адрес предпринимателя актов проверки или принятых по результатам рассмотрения заявлений решений, содержащих сведения о продавцах-налогоплательщиках, нарушивших права ИП Ч.М.В., выразившиеся в невыдаче продавцами кассового чека при покупке в указанных выше павильонах экземпляра компьютерной программы и электронного носителя ДВД "Черные бушлаты".
Письмом от 17.06.2009 N 17-25/17826 инспекция сообщила ИП Ч.М.В. о том, что при проведении 16.06.2009 проверки павильона ДВД-дисков "Б"", расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, 116-е, не удалось установить принадлежность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной торговой точке, а также о проведении в дальнейшем контрольных мероприятий по пресечению незаконной деятельности по вышеуказанному адресу.
Должностными лицами инспекции проведена проверка предпринимательской деятельности в павильоне "Б"" по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, 116-е, в ходе которой зафиксирована реализация DVD-дисков гражданкой Т.Р.Н., которая осуществляла предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (юридического лица), в результате чего в отношении гражданки Т.Р.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
10.12.2010 и 11.12.2010 должностными лицами налогового органа проведена проверка предпринимательской деятельности в павильоне "Б"" по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, у дома N 38, и в магазине "Дискотека" по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 26/1, в ходе которой установлены факты реализации DVD-дисков гражданином З.А.А., который осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (юридического лица), в связи с чем, в отношении гражданина З.А.А. составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 23.1, 28.8, 29.5 КоАП РФ материалы по делам об административных правонарушениях в отношении граждан Т. и З. 11.12.2009 были направлены для рассмотрения в мировой суд.
11.12.2009 инспекцией направлено письмо в отдел милиции N 3 УВД по г. Воронежу с просьбой о проведении контрольных мероприятий и пресечению незаконной предпринимательской деятельности.
Письмом от 11.12.2009 N 17-25/38023 налоговый орган сообщил ИП Ч.М.В. о проведении проверок деятельности торговых точек, указанных предпринимателем в заявлениях от 05.06.2009 и 17.11.2009, в ходе которых выявлено осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, а также о направлении протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения в мировой суд и письма в отдел милиции N 3 УВД по г. Воронежу для проведения контрольных мероприятий и пресечения незаконной деятельности.
Полагая, что незаконное бездействие начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа Т.В.И., выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявлений предпринимателя от 05.06.2009, от 17.11.2009, непредставлении сведений о наименовании, ИНН, адресе регистрации лица, совершившего административное правонарушение, а также отказе в направлении документов, подтверждающих факт проведенной по заявлению проверки, нарушает права и интересы предпринимателя, ИП Ч.М.В. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что порядок рассмотрения заявлений предпринимателя налоговым органом не нарушен, документы, подтверждающие факт проверки, а также сведения о наименовании, ИНН, юридическом адресе лиц, совершивших административное правонарушение, не направлены предпринимателю Ч. правомерно.
На основании части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания бездействия какого-либо должностного лица незаконным суду необходимо установить наличие совокупности двух юридических фактов - несовершение указанным лицом действий, которые оно обязано было совершить в силу того или иного нормативного правового акта, то есть факт бездействия, и нарушение таким бездействием прав, законных интересов заявителя, возложение на него каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявления ИП Ч.М.В. были рассмотрены должностными лицами налогового органа, по ним проведены проверки, в результате которых виновные лица привлечены к ответственности, на все обращения предпринимателю даны ответы.
Таким образом, вывод судов об отсутствии незаконного бездействия начальника Межрайонной ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, является правильным.
Довод заявителя кассационной жалобы, о том, что в связи с отсутствием определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не принятым налоговым органом по результатам рассмотрения сообщения об административном правонарушении, предприниматель лишен права обжаловать данное процессуальное решение, суд кассационной инстанции считает несостоятельным.
При проведении проверки по фактам, указанным ИП Ч.М.В., должностными лицами налогового органа установлено наличие событий административных правонарушений, в связи с чем, основания для отказа в возбуждении дел об административных правонарушениях отсутствовали. Квалификация деяния, отличная от указанной заявителем, не свидетельствует о необходимости вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по иной статье КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на то, что бездействием руководителя налогового органа нарушаются права и интересы предпринимателя, создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, также не может быть принята судом кассационной инстанции.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ, предпринимателем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности действиями (бездействием) начальника Межрайонной ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, тем самым не соблюдено второе условие из обязательных условий, определенных в статье 198 АПК РФ, для признания бездействия незаконным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит, что требования о признании незаконным бездействия начальника Межрайонной ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа правомерно оставлены без удовлетворения судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений положений ч. 4 ст. 288 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А14-1395/2010/41/33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 11.12.2009 N 17-25/38023 налоговый орган сообщил ИП Ч.М.В. о проведении проверок деятельности торговых точек, указанных предпринимателем в заявлениях от 05.06.2009 и 17.11.2009, в ходе которых выявлено осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, а также о направлении протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения в мировой суд и письма в отдел милиции N 3 УВД по г. Воронежу для проведения контрольных мероприятий и пресечения незаконной деятельности.
...
На основании части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
При проведении проверки по фактам, указанным ИП Ч.М.В., должностными лицами налогового органа установлено наличие событий административных правонарушений, в связи с чем, основания для отказа в возбуждении дел об административных правонарушениях отсутствовали. Квалификация деяния, отличная от указанной заявителем, не свидетельствует о необходимости вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по иной статье КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2011 г. N Ф10-5594/2010 по делу N А14-1395-2010/41/33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5594/10