Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 января 2011 г. N Ф10-4155/2010 по делу N А48-1006/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - Р.Ю.Ф. - представителя (дов. от 18.01.2010 N 01-10/82, пост.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по тарифам Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А48-1006/2010, установил:
Открытое акционерное общество "П" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.03.2010 N 01-17-04 Управления по тарифам Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления по тарифам Орловской области от 04.03.2010 по делу N 01-17-04.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь не неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя Управления, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, должностными лицами Управления по тарифам Орловской области на основании приказа заместителя начальника Управления от 09.02.2010 N 69-т проведена проверка соблюдения ОАО "П" требований Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию в Российской Федерации", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в ходе которой установлено следующее: ОАО "П" письмом от 15.01.2010 N 24/127 направило в адрес ЗАО "О" протокол согласования цен с указанием тарифов по водоснабжению (45,48 руб. за 1 м.куб.) и водоотведению (48,64 руб. за 1 м. куб.), что явилось нарушением п. 3 ст. 5 Закона N 210-ФЗ, согласно которому тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируют органы муниципальных образований. Постановлением Администрации города Орла от 19.11.2009 N 3675 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые открытым акционерным обществом "П" установлен тариф для ОАО "П" на 2010 год: водоснабжение - 22,67 руб. за 1 м куб, водоотведение - 13,79 руб. за 1 м куб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 210-ФЗ следует читать как "от 30.12.2004 г."
В связи с выявленными фактами нарушения установленного порядка ценообразования, должностными лицами Управления в присутствие законного представителя ОАО "П" составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2010 N 0015, на основании которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
04.03.2010 начальником Управления по тарифам Орловской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 01-17-04, которым ОАО "П" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 14.6 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, ОАО "П" обратилось в суд.
Признавая незаконным и отменяя постановление Управления по тарифам в Орловской области, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что ОАО "П" не является организацией коммунального комплекса и не обладает системой коммунальной инфраструктуры в смысле, придаваемом этим понятиям Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в связи с чем, установление Администрацией города Орла обществу тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения применительно к названному закону является необоснованным.
Суды основывали свою правовую позицию на решении Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1/2010, признавшим незаконным постановление Администрации города Орла от 19.11.2009 N 3675, которым установлены ОАО "П" тарифы на водоснабжение и водоотведение.
Однако, постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.05.2010 названное решение отменено, кассационная коллегия судей признала, что ОАО "П" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства в силу критериев, определенных пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, поэтому установление тарифов в отношении оказываемых обществом услуг является законным и обоснованным.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2010 N ВАС-9127/10 об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данная позиция кассационного суда признана правомерной.
Согласно указанному определению нормы действующего законодательства (статьи 539-548 ГК РФ), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не дифференцируют организации водопроводно-канализационного хозяйства в зависимости от их технических возможностей, не устанавливают исходя из этого особых правил в области тарифицирования организаций коммунального комплекса.
Из анализа названных норм следует, что ОАО "П" обладает всеми необходимыми и достаточными признаками для отнесения его к организации коммунального комплекса.
Согласно п. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Рассматривая спор, судебные инстанции исходили только из выяснения обстоятельств, является или нет заявитель организацией коммунального комплекса, в связи с чем, по существу вмененного административным органом обществу правонарушения суды дело не рассматривали.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции лишен возможности принять новое решение по настоящему делу, поскольку судами не исследованы фактические обстоятельства совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, не дана оценка правомерности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует всесторонне, полно и объективно, исследовав все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и доводы, принять судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А48-1006/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Рассматривая спор, судебные инстанции исходили только из выяснения обстоятельств, является или нет заявитель организацией коммунального комплекса, в связи с чем, по существу вмененного административным органом обществу правонарушения суды дело не рассматривали.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции лишен возможности принять новое решение по настоящему делу, поскольку судами не исследованы фактические обстоятельства совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, не дана оценка правомерности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. N Ф10-4155/2010 по делу N А48-1006/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании