Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 января 2011 г. N Ф10-5308/2010 по делу N А64-612/2010-13
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ЗАО "А" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Тамбовской таможни - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Тамбовского таможенного поста - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тамбовской таможни на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А64-612/2010-13, установил:
Закрытое акционерное общество "А" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Тамбовской таможни N 02-22/1 от 25.01.2010 по жалобе на неправомерные действия Тамбовского таможенного поста и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества, путем выпуска в свободное обращение товара, ввезенного по ГТД N 10114030/181209/0002690.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, между фирмой AGRIKON (Венгрия) - продавец, фирмой АТМ-Берлин (Германия) - субпоставщик и ЗАО "А" (Россия) - покупатель заключен договор N 201749-36 от 03.07.2009 на поставку комплектных кабин для тракторов в различных исполнениях.
В рамках данного договора на таможенную территорию РФ Обществом был ввезен и 18.12.2009 предъявлен к таможенному оформлению по ГТД N 10114030/181209/0002690 товар: 1) части кабин тракторов: маты звукоизоляционные из пенополиуретана, артикул 10003376 - 10 шт. (код товара 392113); 2) части кабин тракторов: плата, артикул 10000571 - 5 шт., джойстик с двумя тросами, артикул 1002488 - 3 шт. (код товара 870829); 3) части кабин тракторов: включатель сдвоенный, кнопочный, напряжением 12В, артикул 10000882 - 20 шт. (код товара 853650); 4) части кабин тракторов: таблички из листового пластика: этикетка "750/1000", артикул 10002686 - 20 шт. этикетка "540У", артикул 10002687 - 1 шт., (код товара 392690); 5) части кабин тракторов: переключатели на напряжения 12В, поворотные: замок зажигания, артикул 10000858 - 10 шт., включатель кондиционера, артикул 10000969 - 5 шт., переключатель на рулевой колонке, артикул 10001652 - 5 шт., блок управления кондиционера, артикул 10002633 - 10 шт. (код товара 853650); 6) части тормозных систем тракторов: ручник в сборе, артикул 10004301 - 1 шт. (код товара 870830); 7) части кабин тракторов: коврик из А64-612/2010 вулканизированной резины, артикул 10004305 - 1 шт. (код товара 401691); 8) части кабин тракторов: включатель сдвоенный, напряжением 12В, артикул 10000849 - 1 шт. (код товара 853650); 9) части кабин тракторов: амортизатор заднего окна, артикул 10000567 - 12 шт., пепельница, артикул 10000635 - 1 шт. (код товара 830230); 10) части кабин тракторов: реле поворотника, артикул 10001814 напряжением 12В - 1 шт. (код товара 853641); 11) части кабин тракторов: клапан водяной (ручной клапан) пластиковый, артикул 10002634 - 10 шт. (код товара 848180).
Тамбовский таможенный пост в ходе проверки представленной ГТД в отношении товаров NN 3, 5, 8, 10, 11 установил отсутствие документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (сертификат соответствия).
В связи с чем, в адрес декларанта было направлено требование от 21.12.2009, котором предложено в срок до 21.01.2010 провести экспертизу указанного товара и представить документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Ссылаясь на то, что ввезенный по ГТД N 10114030/181209/0002690 товар в силу п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства N 53 от 07.02.2008, не подлежит обязательной сертификации, Общество в порядке ст. 46 ТК РФ обратилось в Тамбовскую таможню с жалобой исх. N 199 от 25.12.2009, в которой просило:
- признать неправомерным действие Тамбовского таможенного поста Тамбовской таможни, выразившееся в направлении требования от 21.12.2009 о предоставлении сертификатов соответствия в отношении товара, ввезенного по ГТД N 10114030/181209/0002690 и невыпуске ввезенного товара в свободное обращение;
- обязать должностных лиц Тамбовского таможенного поста Тамбовской таможни устранить допущенное нарушение прав заявителя и осуществить выпуск товара, ввезенного по ГТД N 10114030/181209/0002690 в свободное обращение.
Решением Тамбовской таможни N 02-22/1 от 25.01.2010 действия главного государственного таможенного инспектора Тамбовского таможенного поста признаны правомерными, в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Полагая, что решение N 02-22/1 от 25.01.2010 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 13 ТК РФ товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 63 ТК РФ предусмотрено, что при производстве таможенного оформления декларант обязан представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 124 ТК РФ, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Подача таможенной декларации, как предусмотрено ст. 131 ТК РФ, должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются основные документы, в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона РФ N 164-ФЗ от 08.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.
Статьей 32 названного Закона установлено, что исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в частности, представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям (п.п. б п. 9 ч. 1).
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства РФ N 1013 от 13.08.1997 утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, в который ввезенный Обществом товар не включен.
Также, Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции (товаров), которая в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами подлежит обязательному подтверждению соответствия определен в Правилах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 53 от 07.02.2008.
Согласно п.п. 2 названных Правил, продукцией (товаром), ввоз которой на территорию Российской Федерации осуществляется при условии представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, может быть только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов (далее - товары).
При этом абз. 5 п.п. "а" п. 3 Правил предусмотрено, что представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям, осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых в качестве комплектующих товаров к продукции, выпускаемой на территории Российской федерации, при условии, что эти комплектующие товары ввозятся производителями указанной продукции.
Как установлено судом и не оспаривается Таможней, ЗАО "А" является изготовителем тракторной техники.
Товары, ввезенные по ГТД N 10114030/181209/0002690, входят в базовую комплектацию тракторов, и предназначены для их производства, что подтверждается представленными в материалы дела каталогом деталей и сборочных единиц трактора АТМ 5280, техническим описанием запасных частей для кабин, поставляемых по договору N 201749-36 от 03.07.2009 для производства тракторов АТМ 5280, сертификатами соответствия на трактора АТМ 3180, АТМ 5280.
При таких обстоятельствах, требование о предоставлении сертификата соответствия на ввозимый товар противоречит действовавшему в рассматриваемый период законодательству.
В силу п. 2 ст. 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с этим решение Тамбовской таможни N 02-22/1 от 25.01.2010 правомерно признано судом незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что товары, ввозимые Обществом на таможенную территорию РФ, включены в Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.
Данный список составлен на основании номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстандарта РФ N 64 от 30.07.2002.
Между тем, указанный Список не изменяет положения абз. 5 п.п. "а" п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 53 от 07.02.2008.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку Список товаров, на который ссылается Таможня, не обладает большей юридической силой, чем Постановление Правительства РФ N 53 от 07.02.2008, следовательно, он обоснованно не принят судом во внимание.
Остальные доводы кассационной жалобы Тамбовской таможни, являлись обоснованием ее позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А64-612/2010-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тамбовской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы о том, что товары, ввозимые Обществом на таможенную территорию РФ, включены в Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.
Данный список составлен на основании номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстандарта РФ N 64 от 30.07.2002.
Между тем, указанный Список не изменяет положения абз. 5 п.п. "а" п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 53 от 07.02.2008.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку Список товаров, на который ссылается Таможня, не обладает большей юридической силой, чем Постановление Правительства РФ N 53 от 07.02.2008, следовательно, он обоснованно не принят судом во внимание."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 января 2011 г. N Ф10-5308/2010 по делу N А64-612/2010-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5308/10