Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 января 2011 г. N Ф10-5824/2010 по делу N А64-7522/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - Н.Д.В. - гл. спец.-эксп. (дов. от 25.02.2010 N 03-23/8),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области на решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Тамбовской области и постановление от 07.09.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А64-7522/09, установил:
Федеральное казенное предприятие "Т" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 391 от 06.08.2009, а также об обязании Инспекции устранить допущенное нарушение прав путем возврата излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 226 277 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2010 признано незаконным решение Инспекции от 06.08.2009 N 391 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 226 277 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты по делу в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленного Учреждением уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 02.07.2009 N 1557 и вынесено решение от 06.08.2009 N 391, которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 226 277 руб.
Основанием для доначисления Учреждению земельного налога, сумм пени и штрафа послужил вывод Инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Полагая, что указанный ненормативный акт налогового органа не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения.
Статьей 87 ЗК РФ определено, что самостоятельную категорию земель Российской Федерации составляют земли промышленности и иного специального назначения, в том числе земли обороны и безопасности. Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.
Вместе с тем, на основании п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в том числе, к территориальным зонам специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п.п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу п. 8 ст. 2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" организация обороны включает, в том числе, создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Законом N 61-ФЗ специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что мобилизационная подготовка является составной частью организации обороны РФ, в связи с чем земли, на которых расположены мобилизационные мощности, относятся к ограниченным в обороте земельным участкам, предоставляемым для обеспечения обороны и безопасности.
Как установлено судом, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области Предприятию предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений, в том числе, 11 земельных участков, расположенных в г. Котовск Тамбовской области.
Согласно п. 9 Устава ФКП "Т" Предприятие создано в целях обеспечения производства боеприпасов, патронов к оружию и их составных частей, находящихся в сфере национальных интересов РФ и обеспечивающих национальную безопасность.
В соответствии с п. 10 Устава для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения, военной техники и их составных частей; разработку, производство, реализацию, ремонт, хранение и утилизацию боеприпасов, патронов, их составных частей; производство пиротехнических изделий и другие виды деятельности.
Кроме того, Предприятие входит в утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу положений ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные сторонами документы, суд пришел к обоснованному выводу о подтвержденности фактического использования спорных земельных участков в целях обеспечения производства боеприпасов, то есть для целей обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, рассматриваемые земельные участки не являются объектом налогообложения земельным налогом на основании пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, исходя из чего, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налогоплательщику спорной суммы земельного налога.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Предприятием требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 29.06.2010 Арбитражного суда Тамбовской области и постановление от 07.09.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А64-7522/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Законом N 61-ФЗ специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
...
В соответствии с п. 10 Устава для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения, военной техники и их составных частей; разработку, производство, реализацию, ремонт, хранение и утилизацию боеприпасов, патронов, их составных частей; производство пиротехнических изделий и другие виды деятельности.
Кроме того, Предприятие входит в утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
...
Исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные сторонами документы, суд пришел к обоснованному выводу о подтвержденности фактического использования спорных земельных участков в целях обеспечения производства боеприпасов, то есть для целей обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, рассматриваемые земельные участки не являются объектом налогообложения земельным налогом на основании пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, исходя из чего, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налогоплательщику спорной суммы земельного налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 января 2011 г. N Ф10-5824/2010 по делу N А64-7522/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании