Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 декабря 2010 г. по делу N А08-23/2010-33
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явился, извещены надлежаще, от Общества - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Р" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.10 г. по делу N А08-23/2010-33, установил:
Открытое акционерное общества "Р" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Белгородской области (далее - налоговый орган) от 30.11.09 г. N 162.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.10 г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением налогового органа Общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 рублей за непредставление в налоговый орган в установленный срок бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 3 месяца (квартальный) 2009 года.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом решении не указано, за какой конкретно период 2009 года Обществом не представлены бухгалтерские документы. Кроме того, суд первой инстанции согласился с доводами Общества о том, что поскольку в отношении него начата процедура банкротства, у него отсутствует обязанность представлять в налоговый орган указанные документы, а в перечень обязанностей конкурсного управляющего предоставление документов в налоговый орган также не входит.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления Общества, руководствовался следующим.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета. При этом исполнение данной обязанности на ставится в зависимость от того обстоятельства, осуществляет ли организации деятельность, направленную на получение прибыли, или нет.
Положения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе статья 126 Закона, на которую сослался суд первой инстанции, не освобождают организации, в отношении которых в установленном законом порядке начата процедура банкротства, от исполнения обязанностей налогоплательщика, установленных Налоговым Кодексом РФ, в том числе по представлению в налоговый орган необходимых документов.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы обоснованными.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Срок представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности определяется в соответствии с положениями Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ (далее - Закон). Пунктом 2 статьи 15 Закона установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных норм Закона, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за первый квартал 2009 года должен был быть представлен Обществом в налоговый орган не позднее 30 апреля, за второй квартал - не позднее 30 июля, за третий квартал - не позднее 30 октября 2009 года.
Оспариваемое Обществом решение принято налоговым органом по результатам рассмотрения акта о выявленном правонарушении от 02.11.09 г. N 124. При этом ни в оспариваемом решении, ни в акте не указано, за какой именно квартал 2009 года - первый, второй или третий, и к какому установленному законом сроку не представлены Обществом необходимые бухгалтерские документы.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности за непредставление в установленный законом срок документов за 1 квартал 2009 года противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции, установив, что в оспариваемом Обществом решении отсутствуют указания на то, за какой отчетный период и в нарушение какого срока Обществом представленные необходимые документы, пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом нарушены положения п. 9 ст. 101.4 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения Общества к налоговой ответственности, в частности - о направлении в адрес Общества копии акта о выявленном нарушении и о надлежащем уведомлении Общества о месте и времени рассмотрения акта от 02.11.09 г. N 124.
Однако, положения п. 4 ст. 101.4 НК РФ обязывают налоговый орган вручить копию акта лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. В представленной в материалы дела копии акта от 02.11.09 г. N 124 (л.д. 46-47 т. 1) отсутствуют подпись представителя Общества либо пометка о том, что представитель Общества уклонился от его получения.
Представленная в дело копия уведомления о вручении представителю Общества почтового отправления (л.д. 48 т. 1) свидетельствует о том, что копия акта, направленная в адрес Общества 06.11.09 г., была получена представителем Общества 09.11.09 г. В соответствии с п. 5 ст. 101.4 НК РФ Общество вправе было в течение 10 дней с этого момента направить в адрес налогового органа свои возражения, и только по истечении данного срока руководитель (заместителя руководителя) налогового органа вправе был рассмотреть акт, уведомив о месте и времени рассмотрения Общество. Представленная налоговым органом в материалы дела копия уведомления от 02.11.09 г. N 11/04 (л.д. 49 т. 1) свидетельствует о том, что дата рассмотрения акта была определена налоговым органом одновременно с составлением акта, до направления копии акта в адрес Общества и до истечения установленного законом срока для представления возражений. При этом доказательства направления в адрес Общества уведомления от 02.11.09 г. N 11/04 отсутствуют.
Кроме того, как следует из оспариваемого решения, налоговый орган сделал вывод о надлежащем извещении Общества о месте и времени рассмотрения акта на основании уведомления N 59571 от 02.10.09 г., т.е. на основании уведомления, направленного на месяц раньше составления акта.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 года по делу N А08-23/2010-33 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 12 апреля 2010 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения Общества к налоговой ответственности, в частности - о направлении в адрес Общества копии акта о выявленном нарушении и о надлежащем уведомлении Общества о месте и времени рассмотрения акта от 02.11.09 г. N 124.
Однако, положения п. 4 ст. 101.4 НК РФ обязывают налоговый орган вручить копию акта лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. В представленной в материалы дела копии акта от 02.11.09 г. N 124 ... отсутствуют подпись представителя Общества либо пометка о том, что представитель Общества уклонился от его получения.
Представленная в дело копия уведомления о вручении представителю Общества почтового отправления ... свидетельствует о том, что копия акта, направленная в адрес Общества 06.11.09 г., была получена представителем Общества 09.11.09 г. В соответствии с п. 5 ст. 101.4 НК РФ Общество вправе было в течение 10 дней с этого момента направить в адрес налогового органа свои возражения, и только по истечении данного срока руководитель (заместителя руководителя) налогового органа вправе был рассмотреть акт, уведомив о месте и времени рассмотрения Общество. Представленная налоговым органом в материалы дела копия уведомления от 02.11.09 г. N 11/04 ... свидетельствует о том, что дата рассмотрения акта была определена налоговым органом одновременно с составлением акта, до направления копии акта в адрес Общества и до истечения установленного законом срока для представления возражений. При этом доказательства направления в адрес Общества уведомления от 02.11.09 г. N 11/04 отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А08-23/2010-33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании