Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 сентября 2010 г. по делу N А14-799/2010/18/14
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явился, надлежаще извещен; от ответчика не явился, надлежаще извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Х" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2010 по делу N А14-799/2010/18/14, установил:
Товарищество собственников жилья "Х" (далее - ТСЖ "Х") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному предприятию городского округа г. Воронеж "В" (далее - МКП "В") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 27.07.2009 г. N 285 на отпуск тепловой энергии и горячей воды в части пунктов 5.3 и 5.7. договора (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2010 суд обязал МКП "В" заключить с ТСЖ "Х" договор теплоснабжения от 27.07.2009 года N 285 в следующей редакции:
пункт 5.3 "Учет горячего водоснабжения осуществляется по приборам учета Абонента. При отсутствии общедомовых приборов учета расчет отпущенного тепла на горячее водоснабжение производится по нормативам горячего водоснабжения и количеству пользователей ГВС";
пункт 5.7 "При непредставлении показаний приборов учета в срок, указанный в пункте 3.1.13 настоящего договора, расчет за отчетный месяц производится по договорным величинам с учетом фактической температуры наружного воздуха".
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом в части редакции п. 5.3 договора, ТСЖ "Х" обратилось в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения в указанной части.
Заявитель кассационной жалобы считает, что принятая судом редакция п. 5.3 договора противоречит жилищному законодательству и нарушает права конечных потребителей коммунальной услуги - граждан, проживающих в многоквартирном доме, обслуживаемом истцом.
Также заявитель кассационной инстанции указывает на неприменение судом положений ст. 157 ЖК РФ и п. 16 Правил N 307 и на то, что принятое за основу судом письмо Министерства регионального развития Российской Федерации N 19624-СК/14 от 08.08.2008 г. относится к неофициальной информации и не может отменять положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307).
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, МКП "В" направило в адрес ТСЖ "Х" проект договора теплоснабжения от 27.07.2009 г. N 285 на 2010 год.
ТСЖ "Х" подписало его с протоколом разногласий от 19.08.2009 г. В свою очередь, МКП "В", рассмотрев указанный протокол разногласий, направило в адрес ТСЖ "Х" протокол согласования разногласий, который был получен последним 09.11.2009 г.
Не согласившись с редакцией протокола согласования разногласий, ТСЖ "Х" обратилось в арбитражный суд с требованием об их урегулировании в судебном порядке.
Согласно ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что принятое по делу решение в части принятия судом п. 5.7 в редакции, изложенной в решении, никем из сторон спора не обжалуется, решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2010 в силу ст. 286 АПК РФ является предметом рассмотрения суда кассационной инстанции лишь в обжалуемой части.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 445, 446, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пришел к выводу о необходимости принятия собственной редакции спорного пункта договора.
Арбитражный кассационный суд считает выводы арбитражного суда первой инстанции соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией (ст. 548 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции действовавшей на момент принятия решения) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку спорный договор по своей правовой природе является публичным договором, то на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К указанным правилам, в том числе, относятся Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как следует из п. 3 Правил N 307 под коммунальными слугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно п. 3 указанных Правил N 307 под "коммунальными ресурсами" подразумеваются холодная вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Также п. 3 Правил N 307 определяет "норматив потребления коммунальных услуг" как месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (поквартирных) приборов учета, а также в случаях, указанных в настоящих Правилах.
В свою очередь, в указанных Правилах под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Так как в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Пункт 19 Правил N 307 регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом определенный данным пунктом Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предусматривает при определении объема теплоснабжения применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, установленной для населения.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета не принимаются во внимание.
Таким образом, условия договора, предусматривающие, что до установки общедомовых приборов учета объем потребленной тепловой энергии определяется расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов, не противоречит статье 544 ГК РФ о порядке оплаты поставленного ресурса и соответствует издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, которые в силу п. 4 ст. 426 ГК РФ обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Довод заявителя кассационной жалобы о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не может быть принят во внимание, поскольку при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, объем отпущенной энергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Аналогичная позиции изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 г. N 5290/09.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации правомочен давать разъяснения по вопросам судебной практики. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 62 указано, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для них считается определенной.
При рассмотрении спора об условиях публичного договора суд не связан формулировкой пунктов, изложенной сторонами, и вправе принять спорные условия в иной редакции, соответствующей положениям действующего законодательства и правовых актов в сфере теплоснабжения.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд, правомерно руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, принял п. 5.3 договора N 285 от 27.07.2009 г. в следующей редакции: "Учет горячего водоснабжения осуществляется по приборам учета Абонента. При отсутствии общедомовых приборов учета расчет отпущенного тепла на горячее водоснабжения производится по нормативам горячего водоснабжения и количеству пользователей ГВС".
Довод заявителя кассационной жалобы на неправомерною ссылку суда при принятии решения на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.08.2008 года N 19624-СК/14 подлежит отклонению, поскольку разъяснения данные в указанном письме изложены им в пределах предоставленных ему полномочий и не находятся в противоречии с нормами Жилищного кодекса и иных нормативных актов в сфере теплоснабжения.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Возражения заявителя кассационной жалобы относительно принятой судом редакции указанного пункта договора сводятся лишь к незаконной, по его мнению, возможности применения при расчете количества поставленной тепловой энергии и горячей воды, при отсутствии приборов учета, нормативов потребления, установленных для населения. Учитывая, что возможность применения к спорным отношениям таких нормативов установлена судом и соответствует вышеуказанным требованиям жилищного законодательства и положениям Правил N 307, данные доводы подлежат отклонению.
Суд правомерно не принял редакцию п. 5.3 договора ТСЖ "Х", исключив из нее указание на то, что при наличии поквартирных приборов учета - по их показаниям.
При отсутствии средств измерения, объем отпущенной энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами фактически сводятся к переоценке доказательств, установленных судом, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2010 по делу N А14-799/2010/18/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы на неправомерною ссылку суда при принятии решения на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.08.2008 года N 19624-СК/14 подлежит отклонению, поскольку разъяснения данные в указанном письме изложены им в пределах предоставленных ему полномочий и не находятся в противоречии с нормами Жилищного кодекса и иных нормативных актов в сфере теплоснабжения.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Возражения заявителя кассационной жалобы относительно принятой судом редакции указанного пункта договора сводятся лишь к незаконной, по его мнению, возможности применения при расчете количества поставленной тепловой энергии и горячей воды, при отсутствии приборов учета, нормативов потребления, установленных для населения. Учитывая, что возможность применения к спорным отношениям таких нормативов установлена судом и соответствует вышеуказанным требованиям жилищного законодательства и положениям Правил N 307, данные доводы подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А14-799/2010/18/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании