Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 января 2011 г. N Ф10-5906/2010 по делу N А14-2611/2010/82/36
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явились, извещены, от ответчиков: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово - бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 июня 2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2010 по делу N А14-2611/2010/82/36, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее - ООО "Л") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж о взыскании 25 589 руб. 13 коп. суммы, установленной решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2009 по делу N А14-16917/2009/538/36 в субсидиарном порядке за счет средств муниципальной казны и 9 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено МУ "Р".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2010 с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж в порядке субсидиарной ответственности за счет средств муниципальной казны в пользу ООО "Л" взыскано 25 589 руб. 13 коп. суммы, установленной решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2009 по делу N А14-16917/2009/538/36 и 8 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, в остальной части в возмещении судебных расходов отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, в частности, ст.ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения суда от 18.06.2010 г. и постановления апелляционного суда от 09.09.2010 г. как незаконных.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что доказательств недостаточности денежных средств у основного должника - МУ "Р" на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истцом не представлено.
Считает, что у истца отсутствовали правовые основания для обращения с иском к Департаменту финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж и истцом не доказан факт недостаточности денежных средств у учреждения.
Учитывая, что представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.11.2009 года по делу N А14-16917/2009/538/36 с Муниципального учреждения "Р" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Л" было взыскано 18 332 руб. 68 коп. задолженности, 1 756 руб. 45 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 5 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
На основании данного решения 18.11.2009 года взыскателю выданы исполнительные листы серии АС N 001110200 и АС N 001110201 для принудительного исполнения решения, которые предъявлены истцом к принудительному исполнению в РОСП Советского района.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя РОСП Советского г. Воронежа от 18.03.2010 исполнительное производство по исполнительным листам было окончено в связи с отсутствием у МУ "Р" денежных средств для погашения долга.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, ООО "Л" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж о взыскании за счет средств муниципальной казны 25 589 руб. 13 коп. задолженности в субсидиарном порядке.
Принимая решение по делу в части возложения на муниципальное образование городской округ города Воронежа субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника, арбитражные суды, руководствуясь ст.ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу о правомерности заявленных требований и наличии, в связи с этим, оснований для их удовлетворения.
Арбитражный кассационный суд считает выводы суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Арбитражным судом установлено, также и ответчиком не оспаривается, что собственником имущества МУ "Р" является муниципальное образование городской округ город Воронеж.
Согласно ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
По смыслу указанных правовых норм основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником денежного обязательства.
Наличие денежного обязательства у МУ "Р" подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в деле нет доказательств, подтверждающих факт недостаточности у основного должника денежных средств для погашения долга перед истцом, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности, не может быть принят во внимание.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФКУ администрации городского округа г. Воронеж никаких доказательств, подтверждающих, что оно в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации приняло все меры для исполнения обязательства своим учреждением, не представило.
Кроме того, из материалов дела следует, что постановлениями от 18.03.2010 судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов г. Воронежа К.А.И. исполнительное производство N 20/54/19203/5/2010, возбужденное 27.02.2010 на основании исполнительных листов серии АС N 001110200 и АС N 001110201 окончены, исполнительные документы возвращены взыскателю без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
На основании данных актов судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительных документов.
В данном случае суд первой инстанции правильно исходил из того, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у должника денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед истцом.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
В соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 09.09.2009 г. N 239-II, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа, а также осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета городского округа (п.п. 1.1, 1.8, 3.10).
Таким образом, в данном случае Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования городской округ г. Воронеж.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно возложил субсидиарную ответственность по долгам МУ "Р" на муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны.
С учетом изложенного, арбитражный кассационный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 июня 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2010 года по делу N А14-2611/2010/82/36 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФКУ администрации городского округа г. Воронеж никаких доказательств, подтверждающих, что оно в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации приняло все меры для исполнения обязательства своим учреждением, не представило.
...
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
В соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 09.09.2009 г. N 239-II, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа, а также осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета городского округа (п.п. 1.1, 1.8, 3.10)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 января 2011 г. N Ф10-5906/2010 по делу N А14-2611/2010/82/36
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании