Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 января 2011 г. N Ф10-5790/2010 по делу N А48-1987/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ЗАО "Сахарный комбинат "О" - С.О.Д. - представителя (дов. от 11.01.2011), от Правительства Орловской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Роснедвижимости по Орловской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "О" на определение от 12.07.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 22.09.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-1987/2010, установил:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "О" (далее - ЗАО "Сахарный комбинат "О", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Орловской области (далее - Управление) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 57:11:1400202:0018 в размере 88704354,18 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 130,91; земельного участка 57:11:1400202:0017 в размере 541737,98 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 339,01; земельного участка 57:11:1400201:0025 в размере 630169,47 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 386,37; о признании недостоверной оценки кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - N 57:11:1400202:0018, N 57:11:1400202:0017, N 57:11:1400201:0025, а также о признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282 в части результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мценского Муниципального района под порядковым N 11722 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400201:0025; порядковым N 11807 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400202:0017; порядковым N 11808 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400202:0018 (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Орловской области 12.07.2010 произведена замена Управления Роснедвижимости по Орловской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, в отдельное производство выделены требования об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Орловской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 57:11:1400202:0018 в размере 88704354,18 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 130,91; земельного участка 57:11:1400202:0017 в размере 541737,98 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 339,01; земельного участка 57:11:1400201:0025 в размере 630169,47 и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 386,37, а также о признании недостоверной оценки кадастровой стоимости земельных участков NN 57:11:1400202:0018, 57:11:1400202:0017, 57:11:1400201:0025, делу присвоен N А48-2929/2010.
Также данным определением прекращено производство по заявлению Общества к Правительству Орловской области и Управлению Роснедвижимости по Орловской области о признании недействующим постановления Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282 в части результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мценского Муниципального района под порядковым N 11722 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400201:0025; порядковым N 11807 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400202:0017; порядковым N 11808 для земельного участка с кадастровым N 57:11:1400202:0018.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 определение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (с учетом уточнений) Общество просит отменить судебные акты в связи с нарушением судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция находит, что определение и постановление отмене либо изменению не подлежат.
Как из материалов дела, в собственности заявителя находятся земельные участки с кадастровым номером 57:11:1400202:0018 площадью 677 598 кв. м, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.02.2010 серии 57 АА959853, с кадастровым номером 57:11:1400202:0017 площадью 1 598 кв. м, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.08.2007 серии 57 АА N 545867, с кадастровым номером 57:11:1400201:0025 площадью 1 631 кв. м, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.08.2007 серии 57 АА N 545852.
Постановлением Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области" утверждены представленные Управлением Роснедвижимости по Орловской области показатели средних уровней кадастровой оценки земель населенных пунктов по городским округам и муниципальным районам Орловской области. Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" с 01.01.2010 признано утратившим силу.
Полагая, что в результате принятия постановления от 18.12.2009 увеличилась сумма подлежащего уплате земельного налога на указанные объекты недвижимости, а также считая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по настоящему делу и оставляя указанное определение без изменения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу ч. 3 ст. 191 АПК РФ (действующей в спорном периоде) дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов, должна быть специально предусмотрена в федеральном законе, регулирующем определенные материально - правовые отношения.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 Правил определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Статья 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в судебном порядке законов субъекта Российской Федерации, правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовых актов их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке, при этом, арбитражный суд прямо не назван в качестве органа, компетентного рассматривать указанные споры.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282 является нормативным правовым актом.
При этом кассационная коллегия отмечает, что данный вывод по существу не оспаривается и Обществом в кассационной жалобе.
Таким образом, ни один из вышеперечисленных нормативных актов не называет арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 9504/07 по делу N А72-7891/06-4/432.
Ссылке кассационной жалобы на имеющуюся судебную практику федеральных арбитражных судов дана надлежащая оценка судом, указавшим, что действующее законодательство не предусматривает возможность арбитражных судов при принятии судебных актов руководствоваться судебной практикой судов иных округов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых определения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Определение от 12.07.2010 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 22.09.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-1987/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в судебном порядке законов субъекта Российской Федерации, правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовых актов их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке, при этом, арбитражный суд прямо не назван в качестве органа, компетентного рассматривать указанные споры.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление Правительства Орловской области от 18.12.2009 N 282 является нормативным правовым актом.
...
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 9504/07 по делу N А72-7891/06-4/432."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2011 г. N Ф10-5790/2010 по делу N А48-1987/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5790/10