Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 февраля 2011 г. N Ф10-6378/2010 по делу N А64-3443/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - А.О.А. - юрисконсульта юридической службы ЮВЖД (доверенность N НЮ-9/569/Д от 28.07.2010), от ответчика - Е.Е.А. - представителя (доверенность б/н от 28.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Р" на решение Арбитражного суда Тамбовской обл. от 2 сентября 2010 г. по делу N А64-3443/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Р" в лице Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги, (далее - ОАО "Р"), обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Открытому акционерному обществу "С", (далее ОАО "С"), о взыскании 427033,39 руб. задолженности за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, 11294,04 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.09.2010 с ОАО "С" в пользу ОАО "Р" взыскано 17950,16 руб. основного долга, 1039,49 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска отказано.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, ОАО "Р" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.09.2010 отменить в части отказа в иске, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОАО "Р" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ОАО "С" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законным и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.11.2008 и 31.12.2009 между ОАО "Р" (перевозчик) и ОАО "С" (владелец) заключены договоры N 5/116 и N 5/116 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "С", примыкающего к станции Мичуринск-Воронежский Юго-Восточной железной дороги.
Предметом указанных договоров являлась подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, арендуемого владельцем, примыкающего стр. N 103 к ходовому пути ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" локомотивом перевозчика.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составила 1084 м, арендуемая владельцем. расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 4,382 км. в оба конца, в том числе 2,214 км., принадлежащего перевозчику, и 2,168 км., арендуемые владельцем (п.п. 3, 11 договоров).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ОАО "С" обязательства по оплате сбора за подачу и уборку вагонов в части сбора за пользование железнодорожным подъездным путем в период с 30 июня 2009 по апрель 2010, ОАО "Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд исходил из того, что по своей правовой природе договоры N 5/116 от 01.11.2008 и от 31.12.2009 являются договорами возмездного оказания услуг, а сбор за пользование железнодорожным подъездным путем не может взиматься без фактического оказания услуг по подаче и уборке вагонов.
Арбитражный кассационный суд считает, что данный вывод суда не основан на законе.
В силу ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В силу п.п. 19, 20 договоров N 5/116 от 01.11.2008 и от 31.12.2009 в случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, новые акты подлежат применению с момента их введения.
В связи со вступлением в силу Приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 120-т/5 "О внесении изменений и дополнений в правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 от 15.12.2009, которым были внесены изменения в ряд пунктов договора N 5/116 от 01.11.2008.
Пунктом 12 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 15.12.2009 предусматривалась обязанность владельца уплачивать перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, который определяется как сумма: оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов, на расстояние 4,382 км в оба конца, (II группа п/пути, среднесуточный вагонооборот-0,6 вагонов) по ставкам таблицы N 10 тарифного руководства N 3; ежесуточной оплаты за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 1,107 км, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов для владельца, по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 - 1799,10 руб. в сутки.
Согласно п. 12 договора N 5/116 от 31.12.2009 сбор за подачу и уборку вагонов, который определяется как сумма: оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов, на расстояние 4,382 км в оба конца, (I группа п/пути, среднесуточный вагонооборот-0,3 вагона) по ставкам таблицы N 10 тарифного руководства N 3; ежесуточной оплаты за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 1,107 км, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов для владельца, по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 - 2080,4 руб. в сутки.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; либо за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
В силу п. 2.7.2 указанного руководства выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.
Как следует из материалов дела, сторонами выбран второй вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, который состоит из двух частей: сбора за каждый выход локомотива и сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Согласно п. 2.7.6 Тарифного руководства N 3 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 120-т/5), если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов:
2.7.6.1. Во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 настоящего Тарифного руководства, - как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
2.7.6.2. Если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Кроме того, в соответствии с п. 2.7.13 Тарифного руководства N 3 при применении таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака "Граница железнодорожного подъездного пути", начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.
Таким образом, из положений п.п. 2.7.6 и 2.7.13 Тарифного руководства следует, что сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива и подачи и уборки вагонов.
Учитывая, что положения Тарифного руководства обязательны для применения, независимо от включения этих условий в договор сторон, а также с учетом п.п. 19, 20 договоров N 5/116 от 01.11.2008 и от 31.12.2009, вывод арбитражного суда о том, что сбор за пользование железнодорожным подъездным путем за спорный период не может взиматься без фактического оказания услуг по подаче и уборке вагонов, противоречит содержанию указанных пунктов Тарифного руководства N 3 и условиям договоров сторон.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что, решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 оставлено без удовлетворения заявление ЗАО "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" о признании частично недействующими пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 120-т/5).
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации, п. 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 устанавливает исключение из общего порядка ежесуточного начисления сбора за подачу и уборку вагонов, когда для 1 и 2 группы подъездных путей (малодеятельных) сбор за подачу и уборку вагонов рассчитывается по выходу локомотива, но и в этом случае плата за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим железной дороге, определяемая по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, взимается ежесуточно, независимо от того, производилась ли подача и уборка вагонов.
Вывод арбитражного суда о том, что правоотношения участников спора вытекают из обязательств по договору возмездного оказания услуг, также не основан на законе.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (статья 10) определяет, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
В соответствии со ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Заключенные сторонами договоры по своей правовой природе соответствуют признакам договора об организации перевозки грузов, указанным в ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Таким образом, правила Главы 39, регулирующие отношения по оказанию услуг, не могут быть применены и не распространяются на правоотношения по организации перевозки грузов, регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Учитывая, что представленный истцом расчет сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования за период с 30 июня 2009 по апрель 2010, произведенный в соответствии с требованиями договоров N 5/116 от 01.11.2008 и от 31.12.2009 и вышеуказанного Тарифного руководства (арифметическая часть), а также расчет процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком фактически не оспорены, арбитражный кассационный суд считает возможным обжалуемое решение изменить и взыскать с ответчика в пользу истца 427033,39 руб. задолженности за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, 11294,04 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 110 Гражданского кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 110 АПК РФ
Поскольку исковые требования ОАО "Р" удовлетворены, судебные расходы последнего в сумме 14293 руб. 63 коп. (уплаченная государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций) подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 2, ст. 288 ч. 1-3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской обл. от 2 сентября 2010 г. по делу N А64-3443/2010 изменить.
Взыскать с ОАО "С" в пользу ОАО "Р" 427033 руб. 39 коп. сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования и 11294 руб. 04 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 12293 руб. 63 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
Взыскать с ОАО "С" в пользу ОАО "Р" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за кассационную жалобу.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Заключенные сторонами договоры по своей правовой природе соответствуют признакам договора об организации перевозки грузов, указанным в ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Таким образом, правила Главы 39, регулирующие отношения по оказанию услуг, не могут быть применены и не распространяются на правоотношения по организации перевозки грузов, регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2011 г. N Ф10-6378/2010 по делу N А64-3443/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6378/10