Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 февраля 2011 г. N Ф10-6384/2010 по делу N А68-565/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - А.Л.А. - зам. начальника юр. отдела (дов. от 16.01.2009 N 03-08/00183 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А68-565/10, установил:
Закрытое акционерное общество "Т" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области N 31229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.01.2010 года.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.07.2010 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тульской области N 31229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.01.2010 как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Тульской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя налогового органа, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Т" в межрайонную инспекции ФНС России N 4 по Тульской области представлена налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за ноябрь 2009 года, согласно которой:
в разделе 1.1 декларации по Коду бюджетной классификации (КБК) 182103020011011000110 указана сумма акциза, начисленная к уменьшению, 64 771 024 руб.;
в разделе 1.1 декларации по КБК 18210302120011000110 указана сумма акциза, подлежащая уплате не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, 95 153 руб., и сумма акциза, подлежащая уплате не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, 95 152 руб.;
в разделе 1.1 декларации по КБК 18210302110011000110 указана сумма акциза, подлежащая уплате не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, 34 471 812 руб. и сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным, 34 471 812 руб.
ЗАО "Т" в налоговый орган 25.12.2009 подано заявление N 1095, в котором налогоплательщик просит переплату по акцизу на спирт этиловый из пищевого сырья КБК 18210302011011000110 зачесть в счет уплаты акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% КБК 18210302110011000110 в размере 34 471 812 руб. по сроку уплаты 25.12.2009, в размере 34 471 812 руб. по сроку уплаты 15.01.2010 и акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% и до 25% КБК 18210302120011000110 в размере 95 153 руб. по сроку уплаты 25.12.2009, в размере 95 152 руб. по сроку уплаты 15.01.2010.
Решением межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Тульской области от 18.01.2010 N 1598 ЗАО "Т" отказано в осуществлении зачета без указания каких-либо оснований.
Кроме того, межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Тульской области в адрес ЗАО "Т" направлено требование N 31229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.01.2010, в котором в срок до 25.01.2009 налогоплательщику предложено уплатить:
акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением прочие начисления ноябрь 2009 года) по сроку уплаты 25.12.2009 в размере 34 471 812 руб. (КБК 18210302110011000110), пени на эту часть акциза по сроку уплаты 29.12.2009 в размере 558 017 руб. 53 коп.;
акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов (включительно прочие начисления ноябрь 2009 года) по сроку уплаты 25.12.2009 в размере 95 153 руб. (КБК 18210302120011000110), пени на эту часть акциза в размере 2 559 руб. 19 коп.;
всего налогов: 34 566 965 руб., пени: 560 576 руб. 72 коп.
Не согласившись с указанным требованием, и полагая, что согласно представленной налоговой декларации по акцизу за ноябрь 2009 года обязанность у ЗАО "Т" по уплате сумм налога и пени, указанных в требовании от 15.01.2010 N 31229, отсутствует, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 2 этой статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 Кодекса.
Как следует из пункта 5 статьи 202 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком - либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с указанной главой, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.
Пунктом 1 статьи 203 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с данной главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 данной статьи указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
Пунктом 3 статьи 203 НК РФ установлено, что по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Как следует из налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2009 года, сумма акциза, начисленная к уменьшению по спирту этиловому, составляет 64 771 024 руб.
Кроме того, согласно Акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пенями штрафам N 104 по состоянию на 16.01.2010 у ЗАО "Т" на 15.01.2010 сумма акциза, оставшаяся к уменьшению от предыдущих налоговых периодов, составила 16 115 816 руб. 81 коп.
В оспариваемом требовании налогоплательщику предложен к уплате акциз, заявленный к уплате по установленному сроку 25.12.2009 года в сумме 34 471 812 руб. (КБК 18210302110011000110) и 95 153 руб. (КБК 18210302120011000110), а также пени.
Учитывая нормы, изложенные в пункте 2 статьи 203 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод, что сумма акциза в размере 64 771 024 руб., которая исчислена к уменьшению по КБК 18210302011011000110, подлежит направлению налоговым органом на исполнение обязанностей по уплате этого федерального налога по КБК 18210302110011000110 и по КБК 18210302120011000110 в отчетном периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним (независимо от того, в какой бюджет подлежит зачислению акциз по каждому из видов алкогольной продукции).
Таким образом, общая сумма акциза по спирту этиловому (КБК 18210302011011000110), подлежащая уменьшению из бюджета, которая составила 80 886 840 руб. 81 коп. (с учетом 16 115 816 руб. 81 коп.) превышает сумму акциза, подлежащую уплате по установленному законом сроку уплаты 25.12.2009 по КБК 18210302110011000110 (34 471 812 руб.) и по КБК 18210302120011000110 (95 153 руб.)
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о необоснованном направлении инспекцией требования N 31229 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.01.2010 года, поскольку на эту дату у ЗАО "Т" не имелось недоимки по акцизу и не подлежали начислению пени при отсутствии этой недоимки и признали недействительным указанное требование межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тульской области как нарушающее права и законные интересы ЗАО "Т" в сфере экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98, о том, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ отклоняется, поскольку выводы, содержащиеся в пункте 11 указанного письма, не относятся к порядку зачета акциза, который установлен в пункте 2 статьи 203 НК РФ.
Направление сумм акциза на исполнение обязанностей по уплате налогов в порядке пункта 2 статьи 203 НК РФ не препятствует налоговому органу в установленные сроки провести камеральную проверку и по ее результатам в случае необоснованности применения налогоплательщиком налоговых вычетов доначислить акциз к уплате и направить требование об уплате налога.
Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 01.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А68-565/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая нормы, изложенные в пункте 2 статьи 203 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод, что сумма акциза в размере ... , которая исчислена к уменьшению по КБК 18210302011011000110, подлежит направлению налоговым органом на исполнение обязанностей по уплате этого федерального налога по КБК 18210302110011000110 и по КБК 18210302120011000110 в отчетном периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним (независимо от того, в какой бюджет подлежит зачислению акциз по каждому из видов алкогольной продукции).
...
Довод заявителя жалобы со ссылкой на пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98, о том, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ отклоняется, поскольку выводы, содержащиеся в пункте 11 указанного письма, не относятся к порядку зачета акциза, который установлен в пункте 2 статьи 203 НК РФ.
Направление сумм акциза на исполнение обязанностей по уплате налогов в порядке пункта 2 статьи 203 НК РФ не препятствует налоговому органу в установленные сроки провести камеральную проверку и по ее результатам в случае необоснованности применения налогоплательщиком налоговых вычетов доначислить акциз к уплате и направить требование об уплате налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2011 г. N Ф10-6384/2010 по делу N А68-565/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании