Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 января 2011 г. N Ф10-5959/2010 по делу N А68-2593/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-их лиц: Администрации муниципального образования Веневский район - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ООО СП "З" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по делу N А68-2593/2010, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 22.01.2010 N 05/015/2009-590 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Тульская область, Веневский район, кадастровый номер 71:05:020000:0002, и с требованием обязать Управление Росреестра по Тульской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 26.11.2003 ООО "Р" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 19.09.2003 N 54 земельного участка из земель, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 71:05:020000:0002, расположенного по адресу: Тульская область, Веневский район, заключенного между ООО "Р" и муниципальным образованием Веневский район Тульской области. К данному заявлению были приложены: платежный документ об уплате государственной пошлины; доверенность от 11.02.2003 на имя представителя; договор аренды от 19.09.2003 N 54, постановление Главы муниципального образования Веневский район Тульской области от 18.09.2003 N 723 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Р" для ведения сельскохозяйственного производства", постановление Главы муниципального образования Веневский район Тульской области от 29.09.2003 N 760 "О внесении изменения в постановление от 18.09.2003 N 723 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Р" для ведения сельскохозяйственного производства".
24 декабря 2003 года указанный договор аренды зарегистрирован.
3 декабря 2009 года Управление обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, представив доверенность от 17.09.2009 на имя представителя, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серия ТУО N 050710, выданный администрацией Веневского района Тульской области, постановление Главы муниципального образования Веневский район от 02.06.2008 N 597 "Об уточнении площади и утверждения проекта раздела земельного участка подсобного хозяйства ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В." (касается земельного участка с кадастровым номером 71:05:020000:0003), постановление главы администрации Веневского района Тульской области от 13.01.1993 N 7 "Об утверждении отчета о наличии земель в районе по состоянию на 01.01.1993 г.".
Установив, что представленные документы свидетельствуют об отсутствии прав у ГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л.В.", 25.12.2009 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц (до 22.01.2010) на основании п. 1 ст. 19 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) о чем направлено уведомление N 05/015/2009-590, в котором регистрирующий орган предложил Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области представить дополнительные документы, свидетельствующие о наличии оснований для государственной регистрации права.
Поскольку заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок на основании абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ ввиду отсутствия у ГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В." права на указанный земельный участок.
Считая решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области незаконным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 30.1 Закона N 122-ФЗ регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу абз. 1 и 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Из материалов дела следует, что в качестве основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации Управлением представлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТУО N 050710, выданный администрацией Веневского района Тульской области подсобному хозяйству завода "Ш" на основании постановления администрации Веневского района от 13.01.1998 N 7.
Вместе с тем, как усматривается из постановлений Главы муниципального образования Веневский район Тульской области от 18.09.2003 N 723 и от 29.09.2003 N 760 спорный земельный участок изъят из земель постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Машиностроительный завод "Ш" им. Б.Л.В." и предоставлен ООО "Р" в аренду сроком на 10 лет.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", действовавшему на момент принятия названных постановлений главы муниципального образования Веневский район Тульской области и заключения договора аренды спорного земельного участка, Министерство имущественных отношений Российской Федерации было уполномочено на осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае прекращения прав, в частности государственных унитарных предприятий, на земельные участки.
В силу пункта 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В уведомлении указываются сведения о правовом режиме земельного участка. К уведомлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2 - месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно п. 1.2 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 13.12.2001 N 46, в соответствии с соглашением Министерства государственного имущества РФ и Губернатора Тульской области от 17.04.1998 N 01/365, Приказом Министерства государственного имущества Российской Федерации от 21.08.1998 N 203, Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области наделен полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Р" обратилось в администрацию муниципального образования Веневский район о предоставлении части земельного участка, площадью 886677 кв.м, от которого отказалось ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В.".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности па землю" Администрация муниципального образования Веневский район уведомила Министерство имущественных отношений РФ об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л.В." земельным участком, площадью 887 га. При этом Министерство имущественных отношений РФ не возражало против отказа от спорного земельного участка, выделение земельного участка согласовано с Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области.
Постановлениями Администрации муниципального образования Веневский район от 18.09.2003 N 723 и от 29.09.2003 N 790 спорный земельный участок был изъят из постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В." и предоставлен в аренду ООО "Р". Данные постановления являются действующими ненормативными правовыми актами, в судебном порядке не оспорены.
На основании указанных постановлений заключен договор аренды от 19.09.2003 N 54, который 14.11.2003 согласован с Комитетом по управлению государственным имуществом по Тульской области, то есть с органом, уполномоченным на тот момент на распоряжение федеральным имуществом.
Таким образом, орган, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком (Администрация муниципального образования Веневский район Тульской области), уведомил о прекращении прав ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л.В." на незастроенный земельный участок территориальный орган Министерства имущественных отношений РФ и согласовал с ним договор аренды, заключенный во исполнение постановлений главы муниципального образования Веневский район Тульской области от 18.09.2003 N 723 и от 29.09.2003 N 790.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТУО N 050710 не имеет юридической силы в отношении спорного земельного участка и не может быть положен в основу регистрации права собственности Российской Федерации.
Иных документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция находит выводы судов обеих инстанций правильными.
Довод кассатора о том, что для регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок достаточно лишь того факта, что он был предоставлен ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В.", при этом факт прекращения права пользования земельным участком значения не имеет, судом обоснованно отклонен, так как подобное толкование ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ приводит к возможности регистрации права федеральной собственности на все земельные участки, которые когда-либо были предоставлены государственным унитарным предприятиям, даже в случае их нахождения в собственности иных лиц на законных основаниях, что в силу закона является недопустимым.
Ссылка Управления на необходимость привлечения к участию в деле ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В." не может быть принята во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Поскольку правомерность изъятия спорного земельного участка у ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В." не оспаривается, поэтому судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности названного предприятия по отношению к одной из сторон.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по делу N А68-2593/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности па землю" Администрация муниципального образования Веневский район уведомила Министерство имущественных отношений РФ об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л.В." земельным участком, площадью 887 га. При этом Министерство имущественных отношений РФ не возражало против отказа от спорного земельного участка, выделение земельного участка согласовано с Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области.
...
Довод кассатора о том, что для регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок достаточно лишь того факта, что он был предоставлен ФГУП "Машиностроительный завод "Ш" имени Б.Л. В.", при этом факт прекращения права пользования земельным участком значения не имеет, судом обоснованно отклонен, так как подобное толкование ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ приводит к возможности регистрации права федеральной собственности на все земельные участки, которые когда-либо были предоставлены государственным унитарным предприятиям, даже в случае их нахождения в собственности иных лиц на законных основаниях, что в силу закона является недопустимым."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2011 г. N Ф10-5959/2010 по делу N А68-2593/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании