Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6501/2010 по делу N А08-2449/2010-17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "С" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от закрытого акционерного общества "Б" - К.Э.Ю. - представитель, доверенность от 19.11.2008, постоянная, от Администрации города Белгорода в лице Управления муниципальной собственностью - Л.М.В. - представитель, доверенность от 14.01.2011 N 16 исх, выдана на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Белгорода в лице Управления муниципальной собственностью на решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А08-2449/2010-17, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" и закрытое акционерное общество "Б" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании решения Администрации города Белгорода в лице Управления муниципальной собственностью (далее также - Администрация) от 05.02.2010 N 642 "О расторжении договора аренды" незаконным, а также просили суд обязать Администрацию подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого в собственность земельного участка с кадастровым номером 31:16:02 14 011:0046, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. К., 82-а, и направить его в установленный срок заявителям.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Б" является собственником нежилого помещения площадью 240,4 кв.м - гараж, номера на поэтажном плане: 1 этаж, 12а, 13-17, кадастровый номер 31:16:00:00:25 881/3/23:1003/Б (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество N 31-31-01/079/2006-487).
Обществу с ограниченной ответственностью "С" принадлежит нежилое помещение площадью 572,7 м. - производственное, номера на поэтажном плане: этаж: 1-12, антресольный этаж: 1-5, кадастровый номер 31:16:00:00:25881/3/23:1002/Б (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 31-31-01/033/2007-428).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 31:16:02 14 011:0046, общей площадью 1912 кв.м, находящемся по адресу: г. Белгород, ул. К., 82-а.
Между муниципальным учреждением "Г" с одной стороны, а также ООО "С" и ЗАО "Б" c другой стороны 16.05.2008 заключен договор аренды N 128 данного земельного участка (доля ЗАО "Б" составила 296/1000, доля ООО "С" - 704/1000).
ЗАО "Б" и ООО "С" 30.12.2009 совместно обратились в Администрацию с заявлением о расторжении указанного договора аренды и продаже им земельного участка в собственность.
Ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения договора аренды, решением от 05.02.2010 Администрация отказала заявителям в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, ЗАО "Б" и ООО "С" обратились в арбитражный суд за защитой своих прав.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено представлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, c заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из материалов дела видно, что на испрашиваемом ЗАО "Б" и ООО "С" земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие им на праве собственности.
Как установлено судом и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, при обращении с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность заявителями был представлен полный пакет необходимых документов, в том числе свидетельствующих о границах и размере земельного участка, необходимого для использования находящихся в собственности объектов недвижимости.
До обращения ЗАО "Б" и ООО "С" с заявлением о приватизации земельного участка площадью 1 912 кв.м указанный участок в установленном порядке был сформирован и поставлен на кадастровый учёт.
По договору от 16.05.2008 N 128 ЗАО "Б" и ООО "С" был предоставлен в аренду спорный земельный участок площадью 1 912 кв.м для эксплуатации нежилого здания производственного назначения.
Как следует из содержания решения органа местного самоуправления, изложенного в письме от 05.02.2010 N 642, основанием для отказа заявителям в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка послужил факт нахождения этого участка в аренде у этих лиц.
По мнению Администрации города Белгорода, до истечения срока действия договора аренды от 16.05.2008 N 128 ЗАО "Б" и ООО "С" не вправе приобрести в собственность спорный земельный участок.
В ходе судебного разбирательства, ссылаясь на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, орган местного самоуправления указал, что ЗАО "Б" и ООО "С" реализовали своё исключительное право, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, путём заключения договора аренды после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а поэтому утратили право на выкуп испрашиваемого земельного участка.
Отклоняя указанный довод, арбитражный суд обоснованно указал на то, что Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 было принято до внесения поправок в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах спора, поскольку отказ уполномоченного органа в выкупе земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими ЗАО "Б" и ООО "С", не соответствует требованиям действующего земельного законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы указанных лиц, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010. по делу N А08-2449/2010-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства, ссылаясь на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, орган местного самоуправления указал, что ... и ... реализовали своё исключительное право, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, путём заключения договора аренды после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а поэтому утратили право на выкуп испрашиваемого земельного участка.
Отклоняя указанный довод, арбитражный суд обоснованно указал на то, что Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 было принято до внесения поправок в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах спора, поскольку отказ уполномоченного органа в выкупе земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими ... и ... , не соответствует требованиям действующего земельного законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы указанных лиц, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6501/2010 по делу N А08-2449/2010-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6501/10