Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 января 2011 г. N Ф10-5678/2010 по делу N А14-1932/2010/71/5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "К" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации городского округа город Воронеж - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - С.А.И. - представитель, доверенность от 30.12.2010 N 333-д, от федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от местной религиозной организации Приход Тихвино-Онуфриевского храма г. Воронежа Централизованной Православной религиозной организации Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - М.М.В. - представитель, указ от 26.12.2005 N 180, от Управления культуры Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "К" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А14-1932/2010/71/5, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о:
признании недействительным постановления главы городского округа город Воронеж от 28.02.2008 N 418 "Об отмене постановлений администрации г. Воронежа от 08.09.2003 г. N 2034 и от 13.01.2004 г. N 33" в части отмены постановления Администрации от 13.01.2004 N 33 "Об утверждении проекта границ земельного участка, фактически занимаемого жилыми домами N 10 и N 10 "а" по пер. Фабричный";
признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) и федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области (далее - ФГУ "З") по снятию 02.07.2008 с кадастрового учета земельного участка площадью 5142 + 25,10 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилые дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, 10 и 10а, кадастровый номер 36:34:06070004:23;
об обязании Управления Росреестра восстановить земельный участок площадью 5 142 + 25,10 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилые дома, расположенный по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, 10 и 10а, кадастровый номер 36:34:06070004:23, как объект учета.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 15.12.1987 N 445/8 Управлению культуры облисполкома под историко-архитектурный комплекс по пер. Фабричному, 8 в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,6 га.
Согласно представленному в материалах дела государственному акту на право пользования землей от 22.03.1991 за Воронежским епархиальным управлением в Центральном районе г. Воронежа закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 0,68 га для строительства историко-архитектурного комплекса по пер. Фабричному.
Как следует из свидетельства о праве собственности на землю от 05.12.1992 N ВВ0-3400398 решением Областного исполнительного комитета г. Воронежа от 24.10.1990 N 467, решением горисполкома от 09.07.1990 N 445/д местной религиозной организации Приход Тихвино-Онуфриевского храма г. Воронежа (далее - Религиозная организация) был предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 0,68 га по пер. Фабричный, 8.
Данный участок площадью 6326,92 кв. м был поставлен на кадастровый учет под номером 36:34:0607004:2 с разрешенным использованием под Тихвино-Онуфриевский комплекс, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 25.07.2008. Право постоянного (бессрочного) пользования Религиозной организации на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.09.2008.
Постановлением от 08.09.2003 N 2034 Администрация разрешила обществу с ограниченной ответственностью "Д" реконструкцию жилых домов N 10 и N 10а по пер. Фабричный при условии заключения с гражданами - собственниками жилья договоров о переселении жильцов, попадающих в зону сноса.
Постановлением Администрации от 13.01.2004 N 33 утвержден проект границ земельного участка из земель поселений площадью 5 142 кв. м, фактически занимаемого жилыми домами N 10 и N 10а по пер. Фабричный. Пунктом 2 указанного акта было предусмотрено, что постановление Горисполкома N 445/8 от 1987 года надлежит считать утратившим силу, а землеотвод N 67 от 1990 года - аннулированным.
Как следует из акта согласования границ земельного участка от 11.05.2005 границы земельного участка по адресу: г. Воронеж, Центральный район, пер. Фабричный, 10 и 10а согласованы с Администрацией, однако с Религиозной организацией согласованы не были.
Земельный участок из земель поселений площадью 5142+25,1 кв. м, расположенный по указанному адресу с разрешенным использованием под жилые дома, 18.10.2006 был поставлен на кадастровый учет под номером 36:34:06 07 004:0023.
Прокуратурой города Воронежа 03.12.2007 принесен протест на постановление главы городского округа г. Воронеж от 13.01.2004 N 33, как несоответствующее требованиям статей 45 и 53 ЗК.
В период с 03.07.2007 по 15.08.2008 ООО "К" приобрело по договорам купли-продажи 24 квартиры в жилом доме по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, д. 10 и 9 квартир в жилом доме по адресу: г. Воронеж, пер. Фабричный, д. 10а, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права.
Постановлением Администрации от 28.02.2008 N 418 в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие требованиям действующего законодательства и во исполнение указанного выше протеста прокурора постановление от 13.01.2004 N 33 было отменено.
ФГУ "З" по Воронежской области 02.07.2008 на основании заявления Главного управления государственного имущества Воронежской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:34:0607004:23 в связи с прекращением его существования принято решение N 235 о снятии этого участка с учета.
Не согласившись с постановлением Администрации от 28.02.2008 N 418 в части отмены постановления Администрации от 13.01.2004 N 33, а также с действиями Управления Росреестра и ФГУ "З" по снятию указанного земельного участка с государственного кадастрового учета, ООО "К" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления на отмену ранее принятых муниципальных правовых актов предусмотрены статьей 48 указанного Федерального закона.
Таким образом, Администрация, как орган местного самоуправления, вправе отменить принятый ею правовой акт не соответствующий требованиям действующего законодательства.
Отменяя оспариваемым ненормативным правовым актом постановление от 13.01.2004 N 33, Администрация правомерно пришла к выводу о незаконности ранее принятого ею акта.
Как следует из материалов дела, постановлением от 13.01.2004 N 33 был утвержден проект границ земельного участка площадью 5 142 кв. м для размещения и эксплуатации жилых домов N 10 и N 10а по пер. Фабричный.
Границы указанного участка налагаются на границы участка, в установленном порядке предоставленного Религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Предусмотренная законодательством процедура прекращения права указанного землепользователя на соответствующую часть земельного участка в установленном порядке не осуществлялась.
Как правильно указал арбитражный суд, исчерпывающий перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен статьей 45 ЗК РФ. Основания для прекращения прав Религиозной организации на ранее предоставленный земельный участок площадью 0,68 га, изложенные в указанной норме закона, отсутствовали.
Учитывая требования земельного законодательства, формирование земельных участков и их предоставление может осуществляться только за счёт земель свободных от прав третьих лиц.
Признание пунктом 2 постановления от 13.01.2004 N 33 утратившим силу постановления горисполкома N 445/8 от 1987 года и аннулирование землеотвода от 1990 года не свидетельствует о прекращении прав местной религиозной организации на земельный участок площадью 0,68 га по пер. Фабричный, 8, поскольку данный участок сформирован и предоставлен последней в постоянное (бессрочное) пользование на основании иных правовых актов (решения Областного исполнительного комитета г. Воронежа от 24.10.1990 N 467 и горисполкома от 09.07.1990 N 445/д), что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 22.03.1991 и свидетельством о праве собственности на землю N ВВ0-3400398 от 05.12.1992.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" предусмотрено, что в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также предоставления и изъятия земельных участков землеустройство проводится в обязательном порядке.
При проведении территориального землеустройства выполняется межевание объекта землеустройства.
Порядок проведения межевых работ определен Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 (далее по тексту - Инструкция).
Согласно пунктам 2, 9.2 Инструкции межевание земель включает согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем (производителем работ). Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Из материалов дела видно, что в нарушение указанных норм права акт согласования границ земельного участка от 11.05.2005, расположенного по адресу: г. Воронеж, Центральный район, пер. Фабричный, 10 и 10а, смежным землепользователем - Религиозной организацией подписан не был.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что земельный участок (площадью 5 142 кв. м) фактически занят многоквартирными жилыми домами N 10 и N 10а по пер. Фабричный, а следовательно, права на этот участок принадлежат собственникам помещений этих домов опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе планом участка из которого видно, что на спорном участке расположены также и иные объекты.
Постановление Администрации от 13.01.2004 N 33, которым утверждён проект границ участка, сформированного с нарушением требований земельного законодательства, является незаконным вне зависимости от того для каких целей осуществлялось формирование земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно учитывали требования Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223, действовавших в период принятия постановления Администрации от 13.01.2004 N 33.
Доказательств, свидетельствующих о соблюдении Администрацией процедуры формирования земельного участка площадью 5 142 кв. м, предусмотренной указанными законодательными актами, в деле не представлено.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в кассационной инстанции не имеется.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства спора, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что постановление от 13.01.2004 N 33 принято Администрацией с нарушением установленной действующим законодательством процедуры.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах спора, поскольку постановление от 13.01.2004 N 33 несоответствовало нормам действующего законодательства, орган местного самоуправления обоснованно отменил его в порядке статьи 48 Закон N 131-ФЗ.
Ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, отменённый в установленном порядке по основаниям его незаконности, не влечёт за собой возникновения каких-либо прав и обязанностей.
В связи с указанным Управление Росреестра обоснованно приняло решение о снятии с кадастрового учёта спорного земельного участка площадью 5142 + 25,10 кв. м, а поэтому решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя в этой части отмене либо изменению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А14-1932/2010/71/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Администрации от 13.01.2004 N 33, которым утверждён проект границ участка, сформированного с нарушением требований земельного законодательства, является незаконным вне зависимости от того для каких целей осуществлялось формирование земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно учитывали требования Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223, действовавших в период принятия постановления Администрации от 13.01.2004 N 33.
...
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах спора, поскольку постановление от 13.01.2004 N 33 несоответствовало нормам действующего законодательства, орган местного самоуправления обоснованно отменил его в порядке статьи 48 Закон N 131-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2011 г. N Ф10-5678/2010 по делу N А14-1932/2010/71/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5678/10