Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 января 2011 г. N Ф10-5807/2010 по делу N А14-3590-2010/98/8
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2011 г. N ВАС-4942/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Б" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2010 по делу N А14-3590-2010/98/8, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнения): о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Территориальное управление) от 05.04.2010 N6-2051; о признании незаконным бездействия указанного органа, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду ООО "Б" сроком на 49 лет земельного участка (площадью 1 482,00 кв.м, кадастровый номер 36:34:0507020:68), расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. В., 22, участок N 3, и земельного участка (площадью 916,00 кв.м, кадастровый номер 36:34:0507020:67), расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. В., 22, участок N 3, а также в ненаправлении заявителю проектов договоров аренды указанных земельных участков; об обязании уполномоченного органа устранить допущенные нарушения путём принятия решения о предоставлении в аренду заявителю сроком на 49 лет испрашиваемых земельных участков и направления проектов договоров их аренды.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2010 решение суда частично отменено. Признано незаконным решение Территориального управления от 05.04.2010 N 6-2051 и суд обязал указанный орган принять решение о предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1482,00 кв. м кадастровый номер 36:34:0507020:68, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. В., 22, участок N 3, и земельного участка площадью 916,00 кв. м кадастровый номер 36:34:0507020:67, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. В., 22, участок N 3, а также направить ООО "Б" проекты договоров аренды указанных земельных участков. В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит часть здания I, II, III лит. 1А, 1Б, 1а, 1б, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 22, площадью 2965 кв. м, этаж 1, 2, 3, условный номер 36:34:05:00-00-00:00:5341:2004-139-445 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2007 серия 36 АБ 673995).
Здание расположено в границах земельного участка N 3 площадью 413 982 кв. м кадастровый номер 36:34:05 07 020:0035, находящемся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии 36-АВ N 057561, от 08.09.2008).
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2010 по делу N А14-12682/2009 были сформированы и поставлены на кадастровый учёт два земельных участка (площадью 916,00 кв. м с кадастровым номером 36:34:0507020:67 и площадью 1482,00 кв. м с кадастровым номером 36:34:0507020:68), расположенные под зданием, принадлежащим ООО "Б" на праве собственности.
Общество 23.03.2010 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет двух указанных земельных участков.
Письмом уполномоченного органа от 05.04.2010 N 6-2051 в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду отказано со ссылкой на необходимость принятия решения о разделе земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Г", прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указанного юридического лица на вновь образуемые земельные участки, подлежащие передаче в аренду, а также регистрации на эти участки права собственности Российской Федерации.
В письме также было указано, что для принятия решения о разделе земельного участка площадью 413 982 кв.м необходимо представить в Территориальное управление сведения о согласии ФГУП "Г" на образование трех земельных участков и об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на передаваемые в аренду земельные участки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, Территориальным управлением в письме указывалось, что после представления указанных документов, а также кадастровых паспортов на образованные земельные участки для рассмотрения и принятия соответствующего решения по данному вопросу документы будут направлены в Росимущество.
Не согласившись с указанным решением и действиями уполномоченного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Признавая незаконным решение Территориального управления от 05.04.2010 N 6-2051 и, обязывая указанный орган принять решение о предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью 1 482,00 кв.м и площадью 916,00 кв.м, а также направить в адрес заявителя проекты договоров аренды указанных земельных участков, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в силу п. 4.8 Положения Территориальное управление предоставляет в аренду земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом подлежит отклонению, так как указанная норма регулирует порядок взаимодействия структур органа власти, находящихся в централизованном подчинении, и не устанавливает полномочия этих органов.
Решение об отказе ООО "Б" в предоставлении в аренду спорных участков принято Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
При таких обстоятельствах спора требование о признании недействительным указанного решения Обществом правомерно заявлено к указанному Территориальному управлению.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 03.04.2007 ООО "Б" является собственником части здания площадью 2 965,7 кв. м по улице В., 22 в городе Воронеже, расположенном на земельном участке площадью 413 982 кв. м кадастровый номер 36:34:05 07 020:0035, находящемся в собственности Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 35 Кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Данный перечень носит исчерпывающий характер.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Из материалов дела видно, что находящаяся в собственности Общества часть здания располагается в пределах границ земельного участка площадью 413 982 кв.м, кадастровый номер 36:34:05 07 020:0035, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 22, передана Федеральному государственному унитарному предприятию "Г" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Согласно п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком.
Как следует из материалов дела, Общество испрашивало в аренду два земельных участка для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности.
К заявлению о предоставлении в аренду спорных земельных участков ООО "Б" приложило все необходимые документы, в том числе и кадастровые паспорта на эти участки.
Решение о постановке на кадастровый учёт земельного участка площадью 916,00 кв.м, кадастровый номер 36:34:0507020:67 и земельного участка площадью 1 482,00 кв.м кадастровый номер 36:34:0507020:68 в установленном порядке никем не оспорено и недействительным не признано.
При таких обстоятельствах спора доводы Территориального управления о том, что спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учёт с нарушением действующего законодательства являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, формирование и постановка на кадастровый учёт спорных земельных участков осуществлялась во исполнение решения суда от 25.01.2010 по делу N А14-12682/2009 в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Б".
Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, согласие ФГУП "Г" на образование земельных участков для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Б" на праве собственности, не требовалось.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, а также сведения, содержащиеся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2010 по делу N А14-12682/2009/421/30, копиях кадастровых паспортов (выписки из государственного кадастра недвижимости N 34-321/10-2823 от 19.03.2010 и N 34-321/10-2821 от 19.03.2010), копиях технического паспорта на часть здания I, II, III лит. 1А, 1Б, 1а, 1б по адресу г. Воронеж, ул. В., 22, а также копии межевого плана от 01.06.2009, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки в установленном порядке сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, а следовательно, являются самостоятельными объектами гражданских прав, в связи с чем Территориальному управлению надлежало в порядке требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ принять решение о предоставлении испрашиваемых участков в аренду.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в кассационной инстанции не имеется.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, поскольку право Общества, как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение испрашиваемых земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации документально подтверждено, а отказ Территориального управления не соответствует требованиям действующего законодательства, апелляционный суд обоснованно признал незаконным оспариваемое решение последнего от 05.04.2010 N 6-2051.
При этом апелляционный суд правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя указал на обязанность уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Б", направив последнему проекты договоров аренды указанных земельных участков, что соответствует положениям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2010 по делу N А14-3590-2010/98/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, поскольку право Общества, как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение испрашиваемых земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации документально подтверждено, а отказ Территориального управления не соответствует требованиям действующего законодательства, апелляционный суд обоснованно признал незаконным оспариваемое решение последнего от 05.04.2010 N 6-2051.
При этом апелляционный суд правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя указал на обязанность уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Б", направив последнему проекты договоров аренды указанных земельных участков, что соответствует положениям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2011 г. N Ф10-5807/2010 по делу N А14-3590-2010/98/8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5807/10