Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 февраля 2011 г. N Ф10-6324/2010 по делу N А14-4012/10/114/23
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2011 г. N ВАС-6147/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "В" К.В.Е. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации городского поселения г. Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А14-4012/2010/114/23, установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "В" К.В.Е. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учётом уточнения) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) от 25.01.2010 N 03/001/2009-493 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 16.01.2008 земельного участка общей площадью 1930000 кв. м с кадастровым номером 36:02:54 00 027:0010, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, северо-западная часть кадастрового квартала 36:02:54 00 027, а также об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 16.01.2008.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации городского поселения город Бобров от 23.03.2006 N 206 утвержден проект границ земельного участка из фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах СХА "Р", общей площадью 193 га и данный участок, предназначенный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, передан в аренду КФХ "В" сроком на 49 лет.
Указанный земельный участок поставлен 24.03.2006 на государственный кадастровый учет с присвоением номера 36:02:54 00 027:0010.
Между Администрацией городского поселения город Бобров и главой КФХ "В" 16.01.2008 заключен договор аренды названного земельного участка сроком на 49 лет, который в тот же день передан арендатору по акту приема-передачи.
Глава КФХ "В" 03.09.2009 обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (правопредшественник Управления Росреестра) с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.01.2008, приложив к заявлению в числе других документов кадастровый план земельного участка, договор аренды, акт приема-передачи и постановление главы администрации городского поселения город Бобров от 23.03.2006 N 206. Кроме того, 15.09.2009 заявителем в регистрирующий орган также были представлены соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства и о приеме его в члены хозяйства.
В соответствии с уведомлением от 24.09.2009 государственная регистрация договора аренды приостанавливалась до 24.12.2009.
Сообщением от 25.01.2010 N 03/001/2009-493 регистрирующим органом в государственной регистрации договора аренды земельного участка было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Воронежской области от 09.06.1995 N 18-з "О регулировании земельных отношений в Воронежской области". По мнению Управления Росреестра, для государственной регистрации сделки заявителю надлежало представить публикацию сообщения о наличии земельного участка для передачи в аренду и сведения о проведении торгов либо доказательства факта нахождения ранее в аренде у КФХ "В" земельного участка с кадастровым номером 36:02:54 00 027:0010.
Не согласившись с указанным отказом, глава КФХ "В" оспорил его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Порядок проведения государственной регистрации прав, перечень документов, необходимых при подаче заявления о регистрации, основания для государственной регистрации, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав определены в статьях 13, 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент принятия регистрирующим органом решения об отказе, вместе с заявлением и другими представленными документами предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Кроме того, должны быть представлены документы, удостоверяющие личность обратившегося лица, а также в случае обращения представителя заявителя - документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона. К числу таких оснований, перечень которых предусмотрен пунктом 1 указанной статьи, относятся наряду с другими документами - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. При этом, в соответствии с абзацем 10 пункта 1 указанной статьи, действовавшим в период возникновения спорных отношений, также необходимо было представить кадастровый паспорт земельного участка.
В статье 18 Закона N 122-ФЗ указано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, а в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Таким образом, для государственной регистрации спорной сделки, наряду с заявлением о регистрации, заявителю надлежало представить договор аренды, кадастровый паспорт земельного участка, документ об уплате государственной пошлины, документ, удостоверяющий личность заявителя, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Главой КФХ "В" в регистрирующий орган в установленном порядке были представлены все необходимые для государственной регистрации спорной сделки документы.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
В соответствии со статьями 13, 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок.
Пунктом 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, предусмотрено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Пунктом 38 названных Методических рекомендаций органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, рекомендуется при проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа, в том числе, проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона); обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (статья 9, пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 20 Закона); наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона), например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем).
Согласно пункту 40 Методических рекомендаций при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять право- и дееспособность сторон, наличие полномочий у представителей (если сделка совершена представителями), наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора, соблюдение формы договора, принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц.
Таким образом, проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц.
При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Контроль за соблюдением порядка предоставления земельного участка, предшествовавшего подписанию договора аренды, не входит в предмет проверки, проводимой регистрирующим органом в рамках правовой экспертизы.
Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в том числе судебные, в случае если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено к их компетенции.
Из материалов дела видно, что Администрация городского поселения город Бобров является органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком. Договор аренды данного земельного участка, заключенный последней с Главой КФХ "В", подписан надлежащими лицами, в установленном законом порядке не оспорен, а основания считать его незаключенным либо ничтожной сделкой отсутствуют.
Противоречий между заявляемыми к регистрации правами по указанной сделке и уже зарегистрированными правами на соответствующий объект недвижимого имущества регистрирующим органом, а также судом не установлено.
При этом, Управление Росреестра не уполномочено действующим законодательством на решение вопросов по оценке правовых оснований по распоряжению органом местного самоуправления объектами муниципальной собственности, в компетенции которого находятся эти полномочия. Решая вопрос о соблюдении процедуры предоставления объекта недвижимого имущества, регистрирующий орган, по сути, вмешивается в компетенцию других органов власти, выходя за пределы собственной компетенции.
Как правильно указал арбитражный суд, спорный земельный участок был предоставлен КФХ "В" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу пункта 3 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Нормы статьи 12 Закона N 74-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 34 ЗК РФ, не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка и проведении торгов.
Следовательно, выводы регистрирующего органа о нарушении порядка предоставления земельного участка КФХ "В" являются ошибочными.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, обратившегося за государственной регистрацией гражданских прав, предоставлять какие-либо документы, подтверждающие надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальным имуществом.
С учётом изложенного, требования регистрирующего органа о предоставлении Главой КФХ "В" указанных сведений являются неправомерными.
Таким образом, поскольку регистрирующему органу были представлены все необходимые для государственной регистрации договора аренды земельного участка документы, судебные инстанции обоснованно указали на незаконность отказа Управления в государственной регистрации этих прав.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшихся судебных актов, судами также не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А14-4012/2010/114/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 40 Методических рекомендаций при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять право- и дееспособность сторон, наличие полномочий у представителей (если сделка совершена представителями), наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора, соблюдение формы договора, принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц.
Таким образом, проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц.
При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
...
В силу пункта 3 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Нормы статьи 12 Закона N 74-ФЗ, являясь специальными по отношению к статье 34 ЗК РФ, не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка и проведении торгов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2011 г. N Ф10-6324/2010 по делу N А14-4012/10/114/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6324/10