Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 марта 2011 г. N Ф10-324/2011 по делу N А35-5397/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явился, извещен надлежаще, от ответчиков: не явились, извещены надлежаще, от третьего лица: не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А35-5397/2010, установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) "К" и его учредителям Р.И.П., Щ.В.В., Р.Л.А. о ликвидации "К" и возложении обязанности по ликвидации общества на его учредителей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Е".
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Курску просит отменить решение суда от 13.09.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2010, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм процессуального и материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ООО "К" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровой зоны с использованием игровых автоматов в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", в связи с чем подлежит ликвидации на основании ст. 61 ГК РФ по иску налогового органа.
По мнению заявителя, используемые ООО "К" игровые автоматы не являются лотерейным оборудованием, его деятельность не содержит признаков стимулирующей лотереи, установленных Федеральным законом "О лотереях".
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО "К" зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС России по г. Курску - 08.08.2005 (ОГРН 1054639099338), с уставным капиталом в размере 10 000 руб.
На основании приказа заместителя начальника ИФНС России по г. Курску N 3 от 28.01.2010 главным государственным инспектором, советником государственной гражданской службы РФ 3 класса ИФНС России по г. Курску Г.И.Б. совместно с помощником прокурора ЦАО г. Курска Л.С.Ю., инспектором ОБППР ИАЗ г. Курска старшим лейтенантом милиции Б.М.Н., старшим оперуполномоченным УБЭП КМ УВД старшим лейтенантом Ш.Д.А проведена проверка соблюдения Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" в игровом клубе ООО "К", расположенном по адресу: г. Курск, ул. Р., 55.
На основании проведенной проверки в деятельности ООО "К" был обнаружен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, о чем был составлен протокол об административном правонарушении N 000008 от 26.02.2010.
Ссылаясь на то, что ООО "К" нарушает требования Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ИФНС России по г. Курску обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования налогового органа о принудительной ликвидации ООО "К".
При этом, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 14-ГТ от 18.07.2003, по конституционно-правовому смыслу положений п. 2 ст. 61 ГК РФ предполагается, что такая санкция как ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Конституционного Суда РФ следует читать как "N 14-П"
Из представленных в материалы дела документов следует, что ИФНС России по г. Курску в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обращалась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "К" к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.04.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А35-2343/2010, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В решении суда от 02.04.2010 было указано, что протоколом об административном правонарушении N 000008 от 26.02.2010 не подтверждено наличие события административного правонарушения, вменяемого обществу, а именно - осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари без соответствующего разрешения (лицензии).
При этом, вступившим в законную силу судебным актом было установлено, что ООО "К", на основании договора на проведение лотереи N 112/11/07/09 от 28.07.2009 осуществляет деятельность по проведению стимулирующей лотереи "Поймай удачу", проводимой ООО "Е" в период с 28.07.2009 года по 27.07.2010 на всей территории Российской Федерации.
Согласно договору подряда, заключенному между ООО "К" и ООО "Е", игровые автоматы ООО "К" были переоборудованы в лотерейное оборудование, путем демонтажа купюроприемника, проведен анализ возможности использования игровых программ в качестве лотерейных программ и проверка оборудования на предмет отсутствия недекларированных возможностей в лотерейном программном обеспечении.
Из технических паспортов и сертификатов соответствия следует, что эксплуатируемое ООО "К" оборудование является лотерейным, соответствует классу продукции - "сети, системы и комплексы, вычислительные, электронные, цифровые".
Как правомерно отмечено судебными инстанциями, решение Арбитражного суда Курской области от 02.04.2010 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А35-2343/2010 имеют преюдициальное значение для настоящего спора, в части установления обстоятельств отсутствия в действиях ООО "К" нарушения требований законодательства, на которые указано налоговым органом в обоснования иска о ликвидации общества.
Таким образом, исходя из положений ст. 61 ГК РФ, ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ФЗ "О лотереях", суды первой и апелляционной инстанций установив, что налоговым органом не доказано, что проверенное оборудование ответчика является игровым, обществом осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенная законом после 01.07.2007, неоднократно нарушаются требования вышеуказанных норм, обоснованно отказали в удовлетворении иска ИФНС России по г. Курску.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что рассматривая исковое заявление налогового органа, суды не приняли во внимание постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 по делу N ВАС-5889/10, в котором указано, что осуществление организацией деятельности по организации и проведении азартных игр под видом стимулирующей лотереи образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не может быть признан обоснованным, поскольку данное постановление было принято после вынесения судом первой инстанция решения от 13.09.2010, в связи с чем, не может учитываться при оценке законности и обоснованности принятых судебных актов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Президиума ВАС РФ следует читать как "N 5889/10"
Кроме того, указанное разъяснение по существу не влияет на выводы судебных инстанций, которые при рассмотрении иска о ликвидации общества, исходили из того, что факт отсутствия в действиях ответчика в спорный период состава административного правонарушения, установлен вступившими в законную силу судебными актами.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ИФНС России по г. Курску.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А35-5397/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правомерно отмечено судебными инстанциями, решение Арбитражного суда Курской области от 02.04.2010 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А35-2343/2010 имеют преюдициальное значение для настоящего спора, в части установления обстоятельств отсутствия в действиях ООО "К" нарушения требований законодательства, на которые указано налоговым органом в обоснования иска о ликвидации общества.
Таким образом, исходя из положений ст. 61 ГК РФ, ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ФЗ "О лотереях", суды первой и апелляционной инстанций установив, что налоговым органом не доказано, что проверенное оборудование ответчика является игровым, обществом осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенная законом после 01.07.2007, неоднократно нарушаются требования вышеуказанных норм, обоснованно отказали в удовлетворении иска ИФНС России по г. Курску.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что рассматривая исковое заявление налогового органа, суды не приняли во внимание постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 по делу N ВАС-5889/10, в котором указано, что осуществление организацией деятельности по организации и проведении азартных игр под видом стимулирующей лотереи образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не может быть признан обоснованным, поскольку данное постановление было принято после вынесения судом первой инстанция решения от 13.09.2010, в связи с чем, не может учитываться при оценке законности и обоснованности принятых судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 марта 2011 г. N Ф10-324/2011 по делу N А35-5397/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании