Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 февраля 2011 г. N Ф10-252/2011 по делу N А35-8150/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Комитета по тарифам и ценам Курской области - З.Г.Н. - представит. (дов. от 04.09.2008 N 10-Д, пост.); от Прокуратуры Курской области - Б.Н.С. - представителя (дов. от 10.02.2011 N 08/2011); от третьего лица: ОГУП "К" - И.Д.В. - представителя (дов. от 01.11.2010 N 16-Д), не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "И" УФСИН России по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 по делу N А35-8150/2010, установил:
Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курской области (далее - ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.4 приложения к постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 01.12.2009 N 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОГУП "К" со дня его принятия и об обязании Комитета произвести расчет тарифа на тепловую энергию для ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области по группе "население", включить тариф в пункт 1.4 приложения к постановлению Комитета от 01.12.2009 N 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОГУП "К" (уточненное требование).
Решением суда от 29.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области просит отменить решение суда от 29.11.2010 в связи с нарушением норм материального и процессуального законодательства, направив дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Комитета, Прокуратуры, ОГУП "К", кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, пунктом 1.4 постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.12.2009 N 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОГУП "К" (далее - постановление Комитета от 01.12.2009 N 133) установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2010 для потребителей ОГУП "К", в том числе одноставочные тарифы для населения:
- п. Прямицыно Октябрьского района; п. Солнечный Золотухинского района; п. Возы Поныровского района - 1857,34 руб./Гкал (с НДС);
- получающего теплоэнергию от котельных: школы-интерната N 3 г. Курска; 3 общежитий и профучилища N 33 п. Кшень Советского района; с. Высоконские Дворы Медвенского района; N 11 и профучилища N 24 г. Рыльска - 1335,08 руб./Гкал (с НДС);
- п. Ворошнево Курского района (одноставочный, руб./Гкал) - 1829,13 руб./Гкал.
Указанное постановление было опубликовано в газете "Курск" от 30.12.2009 N 52.
ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, полагая, что постановление Комитета от 01.12.2009 N 133 в части пункта 4.1 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы потребителей тепловой энергии - осужденных, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив что оспариваемое в указанной части постановление является нормативным правовым актом и в силу ч. 4 ст. 2, абз. 3 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), п. 1.3. Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 N 458, принято в установленном порядке компетентным органом, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 5 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Во исполнение Закона N 41-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
В соответствии с п. 54 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" расчет тарифов (цен) осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2.
В силу пунктов 6, 23, 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней доводится до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в недельный срок и обратной силы не имеет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, тарифы на теплоэнергию для потребителей ОГУП "К" были утверждены Комитетом по тарифам и ценам Курской области на основании экспертного заключения от 30.04.2009 N 1355 по расчетным материалам ОГУП "К" по пересмотру тарифов на тепловую энергию в горячей воде, реализуемую посторонним потребителям, в связи с увеличением цен на пригодный газ, электроэнергию и материальные затраты, а также в связи с передачей на баланс муниципальных образований ряда школьных котельных и принятием на баланс вновь построенных котельных (протокол заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.12.2009 N 133).
Согласно оспариваемому постановлению тарифы на тепловую энергию утверждены в зависимости от вида производства и передачи тепловой энергии (потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, и потребители, оплачивающие производство тепловой энергии), которые делятся на группы потребителей (бюджетные, иные и население по муниципальным образованиям).
Таким образом, постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.12.2009 N 133, в соответствии с которым применена дифференциация тарифов на тепловую энергию по группам потребителей, не противоречит Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда о том, что п. 4.1. оспариваемого постановления соответствует положениям Федерального закона от 14.04.195 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и не нарушает прав и законных интересов осужденных по оплате коммунальных услуг.
Довод заявителя о противоречии данного постановления ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанная норма устанавливает обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, и не участвует в регулировании отношений, возникающих по вопросу ценообразования на электрическую и тепловую энергию.
Кроме того, из материалов дела следует, что получение ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области тепловой энергии, как потребителя ОГУП "К", осуществлялось в рамках заключенного между указанными лицами государственного контракта на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 26.12.2008 N 21к/09. Расчет между ОГУП "К" и ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области по указанному государственному контракту производился по тарифам на тепловую энергию согласно приложению к постановлению Комитета от 27.11.2008 N 131 для: потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (пункт 1): бюджетных - одноставочный - 2052,72руб./Гкал (без НДС) (подпункт 1.1.); потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей) (пункт 2): филиалом ОАО "Т" "К" - одноставочный - 1045,00руб./Гкал (подпункт 2.2.3).
Ссылка заявителя о том, что расчет за отпущенную тепловую энергию производился по тарифам на тепловую энергию, установленным согласно приложению к постановлению Комитета от 27.11.2008 N 131 для тарифной группы "население" (пункт 1.4) отклоняется судом, поскольку тарифа на тепловую энергию для "население" г. Льгова в постановлении комитета по тарифам и ценам Курской области от 27.11.2008 N 131 не устанавливалось и не применялось сторонами госконтракта от 26.12.2008 N 21к/09 в 2009 году.
ОГУП "К" применил для оплаты части тепловой энергии ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 27.11.2008 N 131 для отпуска тепловой энергии с коллекторов филиалу ОАО "Т"-"К".
Несостоятельным является довод заявителя жалобы о том, что с 01.03.2010 между ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области и филиалом ОАО "Т"-"К" заключен госконтракт на поставку тепловой энергии с применением тарифа "население", поскольку указанный госконтракт заключен и исполняется сторонами, но при оплате применяется тариф утвержденный приложением N 1 к постановлению Комитета по тарифам и цена Курской области от 17.11.2009 N 93 (ред. от 11.06.2010) "О тарифах на тепловую энергию для потребителей филиала ОАО "К" - "К" по группе потребителей "Бюджетные" в размере 871,45 руб. за 1 Гкал без НДС.
Утверждение ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области о том, что Комитет был обязан утвердить для него тариф соответствующий группе "Население", не основано на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2010 по делу N А35-8150/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно оспариваемому постановлению тарифы на тепловую энергию утверждены в зависимости от вида производства и передачи тепловой энергии (потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, и потребители, оплачивающие производство тепловой энергии), которые делятся на группы потребителей (бюджетные, иные и население по муниципальным образованиям).
Таким образом, постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.12.2009 N 133, в соответствии с которым применена дифференциация тарифов на тепловую энергию по группам потребителей, не противоречит Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда о том, что п. 4.1. оспариваемого постановления соответствует положениям Федерального закона от 14.04.195 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и не нарушает прав и законных интересов осужденных по оплате коммунальных услуг.
Довод заявителя о противоречии данного постановления ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанная норма устанавливает обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, и не участвует в регулировании отношений, возникающих по вопросу ценообразования на электрическую и тепловую энергию.
...
Несостоятельным является довод заявителя жалобы о том, что с 01.03.2010 между ФБУ ИК-3 УФСИН России по Курской области и филиалом ОАО "Т"-"К" заключен госконтракт на поставку тепловой энергии с применением тарифа "население", поскольку указанный госконтракт заключен и исполняется сторонами, но при оплате применяется тариф утвержденный приложением N 1 к постановлению Комитета по тарифам и цена Курской области от 17.11.2009 N 93 (ред. от 11.06.2010) "О тарифах на тепловую энергию для потребителей филиала ОАО "К" - "К" по группе потребителей "Бюджетные" в размере 871,45 руб. за 1 Гкал без НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2011 г. N Ф10-252/2011 по делу N А35-8150/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-252/11