Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 февраля 2011 г. N Ф10-92/2011 по делу N А62-5469/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Г.И.Г. - представителя (доверенность от 26.08.2010 б/н), от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области - Т.С.А. - представителя (доверенность от 15.09.2010 N 229),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по делу N А62-5469/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Г" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации от 08.06.2009 NN 2/037/2009-572, 02/037/2009-576, 02/037/2009-577, 02/037/2009-578, 02/037/2009-580, 02/037/2009-581, 02/037/2009-585, 02/037/2009-588, 02/037/2009-592, 02/037/2009-594, 02/037/2009-571, 02/037/2009-573, 02/037/2009-574, 02/037/2009-575, 02/037/2009-579, 02/037/2009-583, 02/037/2009-584, 02/037/2009-595, 02/037/2009-596 договоров аренды и с требованием обязать Управление произвести их государственную регистрацию (уточненные требования).
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведена замена Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, Общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации договоров аренды земельных участков от 28.01.2009 с кадастровыми номерами 67:03:0020101:403, 67:03:0020101:404, 67:03:0020101:405, 67:03:0020101:407, 67:03:0020101:408, 67:03:0020101:409, 67:03:0020101:410, 67:03:0020101:411, 67:03:0020101:412, 67:03:0020101:413, 67:03:0020101:406, 67:03:0020101:416, 67:03:0020101:417, 67:03:0020101:418, 67:03:0020101:421, 67:03:0020101:424, 67:03:0020101:426, 67:03:0020101:427, 67:03:0020101:428.
Указанные земельные участки принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельств о государственной регистрации права.
Управление на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) приостановило государственную регистрацию вышеуказанных договоров аренды земельных участков в границах ООО "Г" сроком на один месяц, поскольку на территории Гагаринского района вышеназванные участки частично являются собственностью Российской Федерации, так как включают в себя земли из категорий лесного фонда и администрация муниципального образования "Г" Смоленской области не имеет полномочий по распоряжению указанными земельными участками.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления регистрации, заявителем в установленный срок не были устранены, Управление 08.06.2009 отказало Обществу в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 2 пункта 2 статьи 19 Закона N 122-ФЗ.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ).
В части 10 статьи 3 названного Закона определено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного кадастра.
Учитывая указанные нормы права, основываясь на данных государственного кадастра недвижимости и сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, а относится к землям сельскохозяйственного назначения. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда материалами дела не подтвержден.
Надлежащих доказательств того, что земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Г", относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации материалы дела не содержат.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что регистрирующему органу были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, содержащие сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр прав, поэтому не имелось законных оснований для отказа в госрегистрации вышепоименованных договоров аренды земельных участков.
Изложенные в кассационной жалобе доводы явились предметом рассмотрения судов обеих инстанций, они не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Кассационная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по делу N А62-5469/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 10 статьи 3 названного Закона определено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
...
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного кадастра."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 февраля 2011 г. N Ф10-92/2011 по делу N А62-5469/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании