Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6337/2010 по делу N А68-5757/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Собрания депутатов Муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ООО "К" - З.В.В. - представителя по (доверенности от 01.12.2010 б/н), 3-его лица: Прокуратуры Тульской области - С.Г.В. - генерального директора, Б.Н.С. - представителя (доверенность от 10.02.2011 N 08/2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов Муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области нарешение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2010 по делу N А68-5757/10, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими решений Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района от 18.03.2010 N 38 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района от 05 января 2010 N 29 "О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год для населения муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района" в части пункта 10 Приложения N 2 к решению Собрания депутатов и решения от 23.07.2010 N 63 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района от 05 января 2010 N 29 "О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год для населения муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района" в части пункта 10 Приложения N 2 к решению и пункта 6 решения.
Арбитражный суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика на надлежащего ответчика - Собрание депутатов муниципального образования поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области (орган, принявший оспариваемый нормативный акт).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействующими в оспариваемой части решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области как не соответствующие статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
В кассационной жалобе Собрание депутатов Муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и недоказанностью арбитражным судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании кассационной инстанции представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, Общество с ограниченной ответственностью "К" является водоснабжающей организацией и оказывает населению и юридическим лицам услуги водоснабжения.
5 января 2010 года Собранием депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района было принято решение N 29 "О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год для населения муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района".
Пунктом 1 указанного решения с 15 февраля 2010 года утверждены и введены в действие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения и прочих потребителей согласно приложениям NN 1-3. Пунктом 2 прекращено применение тарифов 2009 года с 15 февраля 2010 года на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района.
В п. 10 Приложения N 2 к решению от 05.01.2010 N 29 установлены нормативы водопотребления на хозяйственные нужды населения в жилищном фонде на 1 человека в месяц для полива 1 сотки садов и огородов (за сезон 3 месяца): при наличии водопровода - 54 куб. м, из водопроводной колонки - 27 куб. м.
В указанное выше решение Собрания депутатов внесены изменения решением от 18.03.2010 N 38, в связи с допущенной технической ошибкой в пункте 10 приложения N 2, который изложен в следующей редакции:
Полив 1 сотки садов и огородов (за сезон 3 месяца):
- при наличии водопровода 5,4 куб. м,
- из водопроводной колонки 2,7 куб. м.
Решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района от 18.03.2010 N 38 было опубликовано 01.04.2010 года в газете "Ясногорье".
23 июля 2010 года Собранием депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района было принято решение N 63 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района от 05 января 2010 N 29 "О введении тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год для населения муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района". Согласно данному решению, изменения внесены в связи с технической ошибкой, допущенной в приложении N 2 решения от 05 января 2010 года N 29.
Пункт 10 Приложения N 2 изложен в новой редакции и в отношении полива садов и огородов установлены следующие тарифы и услуги:
- при наличии водопровода - 6 куб. м/ 1 сотка в месяц,
- из водопроводной колонки - 3куб. м/ 1 сотка в месяц.
В примечании указано, что при наличии в жилищном фонде приборов учета потребления холодной воды расчет размера платы за услуги холодного водоснабжения производится по утвержденному тарифу за 1 куб. м холодной воды, исходя из показаний прибора учета.
Считая, что решения Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области приняты в вышеупомянутой части незаконно, Общество обжаловало их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления поселения вправе решать, помимо указанных в части 1 настоящей статьи, также и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд правомерно указал, что Собрание депутатов муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района имело полномочия на установление нормативов полива сельскохозяйственных культур на приусадебных участках.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 47 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
Как следует из п. 2 решения от 23.07.2010 N 63 в целях упорядочения вопросов использования воды в летний период 2010 года установлен срок поливочного сезона по муниципальному образованию рабочий поселок Ревякино Ясногорского района для населения с 15 мая по 15 августа 2010 года. Данное решение согласно п. 6 вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 мая 2010 года. При этом указанное решение было опубликовано 12.08.2010 в газете "Ясногорье".
Таким образом, решение опубликовано и вступило в действие по окончании поливочного сезона 2010 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что в результате распространения принятых изменений на отношения, возникшие до вступления в силу оспариваемого решения, положение хозяйствующих субъектов ухудшается (уменьшаются нормы полива в конце поливочного сезона), что противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не усматривается установление этим подзаконным актом норм расхода воды на полив сельскохозяйственных культур на приусадебных участках и формул для их расчета.
СНиП 2.04.02-82* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, в параграфе 2 пункта 2.3 определили, что расходы воды на поливку в населенных пунктах и на территориях промышленных предприятий должны приниматься в зависимости от покрытия территории, способа ее поливки, вида насаждений, климатических и других местных условий, и в таблице 3 установили показатели расхода воды для поливки посадок на приусадебных участках.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду СНиП 2.04.02-84*
Согласно этой таблице, для поливки на приусадебных участках: овощных культур-расход воды на поливку составляет 3-15 л/кв. м, плодовых деревьев составляет 10-15 л/кв. м.
В Примечании 2 указано, что количество поливок надлежит принимать 1-2 раза в сутки в зависимости от климатических условий.
Анализируя "Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения N ВНТП-Н-97", утвержденные Минсельхозпродом РФ, протокол от 14.02.95 N 1 (далее - Ведомственные нормы), расчет норматива на услугу холодного водоснабжения для сельскохозяйственных нужд, оказываемую на территории муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района, выполненный Государственным унитарным предприятием Тульской области "Жилкомреформа" на основании договора от 22.09.2010 N 21э, а также положения СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, и принимая во внимание, что ООО "К" распределяет воду для полива приусадебных участков из систем централизованного водоснабжения, суд пришел к выводу, что в решении от 18.03.2010 N 38 норматив водопотребления на полив 1 сотки садов и огородов (за сезон 3 месяца: при наличии водопровода - 5,4 куб. м, из водопроводной колонки - 2,7 куб. м) установлен в меньшем размере, чем в Ведомственных нормах и в СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
При этом суд также исходил из того, что нормативный акт Собрания депутатов не содержит как обоснования изменения нормативов водопотребления, так и обоснования в чем заключалась техническая ошибка, которая привела к изменению этих нормативов.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательства и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2010 по делу N А68-5757/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Примечании 2 указано, что количество поливок надлежит принимать 1-2 раза в сутки в зависимости от климатических условий.
Анализируя "Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения N ВНТП-Н-97", утвержденные Минсельхозпродом РФ, протокол от 14.02.95 N 1 (далее - Ведомственные нормы), расчет норматива на услугу холодного водоснабжения для сельскохозяйственных нужд, оказываемую на территории муниципального образования рабочий поселок Ревякино Ясногорского района, выполненный Государственным унитарным предприятием Тульской области "Жилкомреформа" на основании договора от 22.09.2010 N 21э, а также положения СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, и принимая во внимание, что ООО "К" распределяет воду для полива приусадебных участков из систем централизованного водоснабжения, суд пришел к выводу, что в решении от 18.03.2010 N 38 норматив водопотребления на полив 1 сотки садов и огородов (за сезон 3 месяца: при наличии водопровода - 5,4 куб. м, из водопроводной колонки - 2,7 куб. м) установлен в меньшем размере, чем в Ведомственных нормах и в СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6337/2010 по делу N А68-5757/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6337/10