Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 марта 2011 г. по делу N А35-4100/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - П.Р.Ю. - представителя (дов. от 30.06.10 г. N 4), от налогового органа - З.О.Е. - представителя (дов. от 11.01.11 г. N 04-16/000007), Ш.П.А. - представителя (дов. от 19.01.11 г. N 04-16/001352),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 13.09.10 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.10 г. по делу N А35-4100/2010, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "К" (далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - налоговый орган) от 19.02.10 г. N 15-11/16.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.09.10 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа от 19.02.10 г. N 15-11/16 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 1253527,16 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 8567385,78 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 37991941,86 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.10 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявления Предприятия, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Предприятие в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 21.01.10 г. N 15-11/3 и принято решение от 19.02.10 г. N 15-11/16 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 1258739,94 руб.
Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить доначисленные налоги и начисленные пени.
Решением Управления ФНС России по Курской области от 09.04.10 г. N 198 решение налогового органа от 19.02.10 г. N 15-11/16 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Предприятие, полагая, что решение налогового органа от 19.02.10 г. N 15-11/16 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Однако, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 НК РФ).
В силу абз. 2, 3 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, в силу действия специальной нормы суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему законодательству, не признаются объектом налогообложения по НДС.
Учитывая изложенное, организация - производитель товаров (работ, услуг), реализовавшая их отдельным определенным законом категориям граждан по льготным ценам, обязана исчислить и уплатить НДС только с сумм, фактически полученных от этих граждан. Соответственно недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
Как установлено судом, Предприятие в проверяемой период оказывало услуги по реализации тепловой энергии управляющим компаниям г. Курска и Курской области, товариществам собственников жилья.
Указанные услуги оказывались Предприятием по тарифам, утвержденным постановлениями администрации Курской области от 30.12.06 г. N 156 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Г" города Курска" на 2007 год, от 16.01.07 г. N 91 "О плате за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению для населения города Курска", от 26.11.07 г. N 106 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Г" города Курска" на 2008 год, от 26.11.07 г. N 106/1 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Г" города Курска" на 2008 год.
При этом Предприятие осуществляло оказание услуг категориям населения города Курска, для которых законодательством предусмотрена система мер социальной поддержки, в частности в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50%:
инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов (ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
инвалидам и участникам войны (ст. 14, 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.95 г. "О ветеранах");
ветеранам труда (п.п. 3 п. 1 ст. 2 Закона Курской области N 58-ЗКО от 01.12.04 г. "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда");
лицам, подвергшимся политическим репрессиям (п.п. 7 п. 2 ст. 1 Закона Курской области N 58-ЗКО от 01.12.04 г. "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Курской области следует читать как "N 59-ЗКО"
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "М" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Закон РФ N 1244-1 от 15.05.91 г., Федеральный закон N 175-ФЗ от 26.11.98 г. и Федеральный закон N 2-ФЗ от 10.01.02 г.).
Данными категориями граждан услуги Предприятия оплачивались по регулируемой цене с учетом имеющихся льгот, в связи с чем налогоплательщик не получал полную оплату (цену) услуг, что приводило к возникновению у него соответствующего убытка.
В связи с этим, в 2006, 2007 и 2008 годах между Комитетом социального обеспечения Курской области, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и МУП "К" были заключены договоры от 28.07.06 г. N 148-220/12, от 01.02.07 г. N 45-55/12 и от 01.02.08г. N 118-133/12, о возмещении Предприятию расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.05 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержке отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и Законодательством Курской области.
В рамках указанного Порядка Предприятие составляло отчеты о количестве лиц, которым в соответствии с действующим законодательством были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, и сумме средств, подлежащих возмещению.
На основании данных отчетов Предприятие выставляло счета-фактуры без учета налога на добавленную стоимость в адрес Комитета социального обеспечения Курской области, который в свою очередь производил их оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия на безвозвратной и безвозмездной основе.
Соблюдение требований вышеуказанного Порядка возмещения расходов подтверждено МУП "К" в ходе налоговой проверки и сторонами не оспаривается.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2. договоров от 28.07.06 г. N 148-220/12, от 01.02.07 г. N 45-55/12 и от 01.02.08 г. N 118-133/12 понесенные Предприятием расходы возмещаются Комитетом социального обеспечения Курской области по утвержденным тарифам в пределах бюджетных средств и лимита, доведенного до Предприятия.
Учитывая изложенное, денежные средства, перечисляемые Комитетом социального обеспечения Курской области в адрес Предприятия, являются бюджетными средствами, предоставляемыми юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на погашение определенных целевых расходов, а именно - на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, что позволяет их квалифицировать в качестве субсидий.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их учета при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13 сентября 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2010 года по делу N А35-4100/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "М" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Закон РФ N 1244-1 от 15.05.91 г., Федеральный закон N 175-ФЗ от 26.11.98 г. и Федеральный закон N 2-ФЗ от 10.01.02 г.).
Данными категориями граждан услуги Предприятия оплачивались по регулируемой цене с учетом имеющихся льгот, в связи с чем налогоплательщик не получал полную оплату (цену) услуг, что приводило к возникновению у него соответствующего убытка.
В связи с этим, в 2006, 2007 и 2008 годах между Комитетом социального обеспечения Курской области, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и МУП "К" были заключены договоры от 28.07.06 г. N 148-220/12, от 01.02.07 г. N 45-55/12 и от 01.02.08г. N 118-133/12, о возмещении Предприятию расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.05 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержке отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и Законодательством Курской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2011 г. по делу N А35-4100/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А35-4100/2010