Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 апреля 2011 г. по делу N А68-2489/2010
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2011 г. N Ф10-912/11 по делу N А68-2489/2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: С.Л.Н. (дов. N 98 от 16.11.2010); М.И.Б. (дов. N 100 от 16.11.2010); от ответчиков: А.Н.Ю. (дов. от 02.08.2010); от ОАО "У" - не явились, извещены надлежаще; от ООО "П" - Д.А.И. (дов. от 07.12.2010); от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "П", г. Москва, на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А68-2489/2010, установил:
Администрация муниципального образования г. Тула обратилась в Арбитражный суд Тульской области с иском к открытому акционерному обществу "У" (далее - ОАО "У"), г. Тула, о признании недействительной сделки приватизации в части преобразования муниципального унитарного предприятия "У" в открытое акционерное общество "У"; передачи в соответствии с постановлением главы Администрации г. Тулы от 24.10.2008 N 4230 и передаточным актом от 24.10.2008, являющемся неотъемлемой частью постановления, имущества согласно перечню имущества, указанному в передаточном акте; продажи акций ОАО "У"; а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ОАО "У" возвратить в собственность муниципального образования город Тула муниципальное имущество согласно перечню, указанному в передаточном акте от 24.10.2008; обязать обладателей акций ОАО "У" возвратить в собственность муниципального образования город Тула в лице комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Тулы 100% акций ОАО "У" и внести соответствующие изменения в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО "У", а именно, о переходе права собственности на ценные бумаги по решению суда (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены общество с ограниченной ответственностью "П", г. Москва, общество с ограниченной ответственностью "К", г. Москва, комитет имущественных и земельных отношений Администрации МО "Т", закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания "Э", г. Санкт-Петербург.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Н", г. Тула, открытое акционерное общество "Инвестиционная фирма "О", г. Москва, Тульская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2010 исковые требования удовлетворены в части признания недействительной приватизации имущественного комплекса МУП "У" путем преобразования в ОАО "У", передачи согласно постановлению главы Администрации г. Тулы от 24.10.2008 N 4230 и передаточному акту от 24.10.2008 подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МО г. Тула "У", а также в части признания недействительной приватизации 100% акций ОАО "У" путем продажи 100% акций ОАО "У". В остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами в части удовлетворения иска, ООО "П" подало кассационную жалобу, в которой просит решение от 10.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2011 в этой части отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах в этой части, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
В остальной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ их законность и обоснованность в этой части кассационной инстанцией не проверяются.
В судебном заседании представители ООО "П" и ОАО "У" поддержали доводы кассационной жалобы, представители истца просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
От Тульской городской Думы получено письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с подачей ею кассационной жалобы на решение от 10.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2011. В суд округа сама кассационная жалоба не направлена.
В судебном заседании 30.03.2011 представитель Администрации г. Тулы передал заявление председателя Тульской городской Думы об отказе от кассационной жалобы и отзыве доверенности лица, подписавшего ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Ходатайство об отказе от кассационной жалобы подлежит удовлетворению.
ООО "К", комитет имущественных и земельных отношений Администрации МО "Т", ЗАО "Инвестиционная компания "Э", ООО "Н", ОАО "Инвестиционная фирма "О", Тульская городская Дума, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив с учетом положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия полагает, что решение от 10.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2011 в обжалуемой части следует отменить, в удовлетворении иска в этой части отказать в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, 30.01.2008 Тульской городской Думой было принято решение N 40/924 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008 - 2009 годы", в соответствии с п. 2.2 которого в перечень муниципальных унитарных предприятий г. Тулы, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества в 2008-2009 годах, было включено муниципальное унитарное предприятие "У" со сроком приватизации до 31.12.2009 (т. 1 л.д. 109-119).
23.04.2008 главой Администрации г. Тулы издано постановление N 1419 "О проведении приватизации МУП "У", согласно п. 1 которого осуществляется приватизация МУП "У" путем преобразования в открытое акционерное общество (т. 1 л.д. 21).
24.10.2008 главой Администрации г. Тулы вынесено постановление от N 4230 "О создании ОАО "У" (т. 1. л.д. 22), в соответствии с которым создано открытое акционерное общество "У" путем преобразования муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Тула "У" с уставным капиталом 41 430 000 руб., состоящим из 41430 бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.
Указанным постановлением также утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МО г. Тула "У" (т. 1 л.д. 24).
Постановлением главы Администрации г. Тулы от 13.03.2009 N 478 утверждено информационное сообщение по приватизации акций открытого акционерного общества "У" (т. 5 л.д. 116-117).
Согласно п. 1 названного постановления комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы предписано через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществить продажу трех пакетов акций в количестве по 10 358 штук каждый стоимостью по 7 710 000 руб. и одного пакета акций в количестве 10 356 штук стоимостью 7 708 000 руб. ОАО "У" посредством дачи поручения отобранным на конкурсе 21.05.2007 брокерам.
14.04.2009 между комитетом имущественным и земельных отношений Администрации г. Тулы (доверитель) и ОАО "Информационная фирма "О" (брокер) заключен договор, по условиям которого брокер обязался от имени и за счет доверителя осуществить определенные юридические действия, связанные с продажей через организатора торговли на рынке ценных бумаг ценных бумаг: трех пакетов обыкновенных акций ОАО "У" в количестве 10 358 штук каждый и одного пакета обыкновенных акций ОАО "У" в количестве 10 356 штук.
Из отчета об операциях доверителя за 08/05/2009 N 1 следует, что акции ОАО "У" были проданы.
На основании списка лиц, зарегистрированных в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "У", представленного в суд ЗАО "Н", осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "У", установлено, что акции были приобретены ООО "К" (20 716 штук) и ООО "П" (20 714 штук).
Ссылаясь на то, что сделка приватизации МУП "У" путем преобразования в ОАО "У" была совершена с нарушением действующего законодательства и в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ является недействительной, Администрация г. Тулы обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания недействительной приватизации имущественного комплекса МУП "У" путем преобразования в ОАО "У", передачи согласно постановлению главы Администрации г. Тулы от 24.10.2008 N 4230 и передаточному акту от 24.10.2008 подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МО г. Тула "У", а также в части признания недействительной приватизации 100% акций ОАО "У" путем продажи 100% акций ОАО "У", суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что решение о приватизации МУП "У" в нарушение Положения "О приватизации муниципального имущества города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думой от 25.01.2006 N 7/96, было принято Администрацией г. Тулы, а не Тульской городской Думой. При этом суды указали, что решение Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы" не является решением о приватизации МУП "У". В этой связи суды пришли к выводу о том, что оспариваемая сделка противоречит п. 2 ст. 125 ГК РФ, Положению "О приватизации муниципального имущества города Тулы", утвержденному решением Тульской городской Думы N 7/96 от 25.01.2006, п. 4 ст. 42 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", и в силу ст. 168 ГК РФ является недействительной как совершенная лицом, неуполномоченным на совершение такого рода сделок.
Судебная коллегия не может признать решение от 10.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2011 в обжалуемой части законными, а содержащиеся в них выводы соответствующими обстоятельства дела и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Пунктом 4 ст. 14 названного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 6 ст. 36 Устава города Тулы к исключительной компетенции Тульской городской Думы относятся вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
25.01.2006 Тульской городской Думой было принято решение N 7/96 об утверждении Положения "О приватизации муниципального имущества города Тулы", в п. 5.1 которого предусмотрено, что решение о приватизации муниципального имущества принимается Тульской городской Думой в соответствии с заданием на приватизацию муниципального имущества.
Согласно п. 5.2, п. 5.3 Положения проект задания вносится Администрацией г. Тулы по представлению комитета по управлению имуществом города Тулы, заданием определяются: имущество, подлежащее приватизации; способ приватизации; сроки приватизации; ограничения на использование приватизированного имущества; сроки оплаты приватизируемого имущества; другие условия приватизации. В силу п. 5.3.1 названного Положения в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации муниципального имущества также определяется: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств того, что содержащиеся в программе приватизации сведения относительно приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия представлены в Тульскую городскую думу органами, не уполномоченными на это, либо с нарушением действующих нормативных актов г. Тулы.
В соответствии с п. 2.3 Положения "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы", утвержденного решением Тульского городской Думы от 26.12.2007 N 39/880, исключительной компетенцией Тульской городской Думы является установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Тулы, утверждение задания на приватизацию муниципального имущества г. Тулы (прогнозного плана приватизации).
Утверждение каких-либо дополнительных решений при приватизации муниципального имущества в компетенцию Тульской городской Думы не входит.
В силу п. 2.5.6 Положения "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы" Администрация г. Тулы, осуществляя управление и распоряжение муниципальным имуществом, руководствуясь данным Положением, заданием на приватизацию муниципального имущества г. Тулы (прогнозным планом приватизации) и иными нормативными актами Думы, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, закреплении за ними муниципального имущества, утверждении передаточного акта, определяющего состав подлежащего приватизации имущества или имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия.
Из материалов дела следует, что 30.01.2008 Тульской городской Думой было принято решение N 40/924 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы".
В соответствии с п. 2.2 данного Прогнозного плана приватизации в перечень муниципальных унитарных предприятий г. Тулы, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества в 2008 году, было включено МУП "У" со сроком приватизации до 31.12.2009 (т. 1 л.д. 109-119).
При этом согласно п. 2 решения Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 Администрации г. Тулы поручено в установленном порядке реализовать положения Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008 - 2009 годы.
Учитывая, что в утвержденном решением Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы определены имущество, подлежащее приватизации, его стоимость, срок приватизации, способ приватизации, среднесписочная численность работников предприятия, судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае решение о приватизации МУП "У" принято Тульской городской Думой в рамках своих полномочий, а Администрация г. Тулы как исполнительный орган местного самоуправления лишь реализовало указанное решение посредством издания главой Администрации постановлений от 23.04.2008 N 1419, от 24.10.2008 N 4230 и утверждения передаточного акта от 24.10.2008, как это и было предусмотрено в п. 2 решения Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 и что не противоречит Положению "О приватизации муниципального имущества г. Тулы", утвержденному решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 N 7/96, и Положению "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы", утвержденному решением Тульского городской Думы от 26.12.2007 N 39/880. При этом не представлено доказательств того, что Администрация города Тулы вышла за рамки своей компетенции, установленной актом, определяющим её статус (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что сделка приватизации МУП "У" противоречит п. 4 ст. 42 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" нельзя признать обоснованным. Согласно указанной норме права сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными. Решение о приватизации спорного муниципального имущества принято его собственником в лице Тульской городской думы, реализация которого поручена Администрации города в силу прямого указания об этом в решении Тульской городской думы N 40/962 от 27.02.2008.
Ссылка судов на недействительность сделки приватизации в силу ст. 168 ГК РФ как совершенной с нарушением Положения "О приватизации муниципального имущества города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думой от 25.01.2006 N 7/96, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ недействительной является сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов. Из смысла ст. 3 ГК РФ следует, что нормативные акты органов местного самоуправления к таковым не относятся.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение от 10.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2011 в обжалуемой части следует отменить, отказать в удовлетворении иска в части признания недействительной приватизации имущественного комплекса МУП "У" путем преобразования в ОАО "У", передачи согласно постановлению главы Администрации г. Тулы от 24.10.2008 N 4230 и передаточному акту от 24.10.2008 подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МО г. Тула "У", а также в части признания недействительной приватизации 100% акций ОАО "У" путем продажи 100% акций ОАО "У".
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А68-2489/2010 отменить в части признания недействительной приватизации имущественного комплекса МУП "У" путем преобразования в ОАО "У", передачи согласно постановлению главы Администрации г. Тулы от 24.10.2008 N 4230 и передаточному акту от 24.10.2008 подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП МО г. Тула "У", а также в части признания недействительной приватизации 100% акций ОАО "У" путем продажи 100% акций ОАО "У", в удовлетворении иска в этой части отказать.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2010 в части взыскания с ОАО "У", г. Тула, ООО "К", г. Москва, ООО "П", г. Москва, ЗАО "Инвестиционная компания "Э", г. Санкт-Петербург, в доход федерального бюджета государственной пошлины по 800 рублей с каждого отменить.
В остальной части решение Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А68-2489/2010 оставить без изменения.
Взыскать с Администрации г. Тулы в пользу ООО "П", г. Москва, ООО "К", г. Москва, судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб, в сумме 2 000 рублей каждому.
Взыскать с Администрации г. Тулы в пользу ООО "П", г. Москва, судебные расходы, понесенные последним в связи с уплатой государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с его момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что в утвержденном решением Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы определены имущество, подлежащее приватизации, его стоимость, срок приватизации, способ приватизации, среднесписочная численность работников предприятия, судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае решение о приватизации МУП "У" принято Тульской городской Думой в рамках своих полномочий, а Администрация г. Тулы как исполнительный орган местного самоуправления лишь реализовало указанное решение посредством издания главой Администрации постановлений от 23.04.2008 N 1419, от 24.10.2008 N 4230 и утверждения передаточного акта от 24.10.2008, как это и было предусмотрено в п. 2 решения Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 и что не противоречит Положению "О приватизации муниципального имущества г. Тулы", утвержденному решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 N 7/96, и Положению "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы", утвержденному решением Тульского городской Думы от 26.12.2007 N 39/880. При этом не представлено доказательств того, что Администрация города Тулы вышла за рамки своей компетенции, установленной актом, определяющим её статус (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что сделка приватизации МУП "У" противоречит п. 4 ст. 42 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" нельзя признать обоснованным. Согласно указанной норме права сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными. Решение о приватизации спорного муниципального имущества принято его собственником в лице Тульской городской думы, реализация которого поручена Администрации города в силу прямого указания об этом в решении Тульской городской думы N 40/962 от 27.02.2008.
Ссылка судов на недействительность сделки приватизации в силу ст. 168 ГК РФ как совершенной с нарушением Положения "О приватизации муниципального имущества города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думой от 25.01.2006 N 7/96, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ недействительной является сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов. Из смысла ст. 3 ГК РФ следует, что нормативные акты органов местного самоуправления к таковым не относятся."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2011 г. по делу N А68-2489/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8749/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8749/11
27.04.2011 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-2489/10
11.04.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-912/11
04.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А68-2489/2010
04.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-912/11
07.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6023/2010
07.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6024/10
07.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6025/10
07.02.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6028/10
10.11.2010 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-2489/10